Левин Курт

ЛЕВИН (Lewin) Курт (1890–1947), немецкий и американский психолог. Профессор Берлинского университета (1926–33). В 1932–44 профессор в университетах Станфорда, Корнеллском и штата Айова (США). Организатор и директор Исследовательского центра групповой динамики Массачусетсского технологического института (1945–47). В 1920-х гг. был представителем берлинской школы гештальтпсихологии, занимался экспериментальным изучением воли и аффекта. В дальнейшем разработал концепцию личности, в основе которой лежит заимствованное из физики понятие поля. «Поле» характеризует у Левина психологическое единство личности и её окружения и представляет собой совокупность взаимосвязанных факторов («поле» возможных для данного индивида событий и «поле» сил, предопределяющих, какая из возможностей реализуется в поведении индивида). Поведение индивида является внешним выражением событий, происходящих в его психологическом «поле»; события эти представляют собой либо перемещение из одной области «поля» в другую, либо изменение самой структуры «поля», описываемой Левиным с помощью понятий топологии. В концепции «поля» сказалось характерное для Левина стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики. Так, мотив, становящийся у Левина, в отличие от гештальтпсихологии, одним из основных понятий, рассматривается им в отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счёте) содержания ситуации, в которой реализуется мотивационная динамика. Многочисленные экспериментальные работы, выполненные Левиным и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных действий, психологического замещения, фрустрации, «уровня притязаний» личности и др.), заложили основы современного экспериментального изучения мотивации. Левин явился одним из основоположников экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики); входил в возглавлявшийся Н. Винером научный коллектив, разработавший основные принципы кибернетики.

Сочинения:

  • Vorsatz, Wille und Bed?rfnis, В., 1926;
  • Gesetz und Experiment in der Psychologie, B., 1927;
  • A dynamic theory of personality, N. Y., 1935;
  • Principles of topological psychology, N. Y. — L., 1936;
  • Resolving social conflicts, N. Y., 1948;
  • Field theory in social science, N. Y., 1951;
  • Социализация системы Тэйлора, Л. — М., 1925.

Текст взят из БСЭ.

Статьи

21.05.2014

Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии

Думать, как и двигаться, можно по-разному. Этот факт стоит внимания не только учёного, но и обычного человека. В образ себя, о котором писал М. Фельденкрайз, входит движение, чувствование и мышление, и всё это требует осознавания. Читать