29.03.2014


От деградирующего навыка к самосовершенствующемуся

Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения?

...Отличить живое от мёртвого или ложь от истины — поскольку слова и обозначения одни и те же, — очень трудно. И, самое главное, что внутренняя разница, или отличие, между ложью и истиной, не существуя внешне... предоставлена целиком какому-то особому внутреннему акту, который каждый совершает на собственный страх и риск. Этот акт можно назвать обострённым чувством сознания. М. Мамардашвили. Лекции о Прусте.

Схема развития обычного двигательного навыка выглядит примерно так:

Зависимость качества действия от его автоматизации

Начиная с нуля, навык постепенно набирает силу, поглощая при своём развитии огромное количество внимания. Дойдя до какого-то удовлетворительного уровня, он начинает автоматизироваться, т. е. исчезать из поля внимания, а затем постепенно деградирует. Момент автоматизации оказывается ключевым. Чем менее развитым оказывается навык в момент начала автоматизации, тем быстрее, в конечном итоге, он деградирует. И тем больше возникает ограничений для развития тех функций, в которые он входит, как составляющее звено.

Мы наблюдаем это каждый день: человек ходит всю жизнь, и, в конечном итоге, ходит всё хуже. Это очень и очень странно, если вдуматься. Мы объясняем это износом структур, старением, не замечая очевидного. Достаточно встать где-нибудь в людном месте и посмотреть на прохожих. Красивая, легкая, пружинистая походка – большая редкость даже среди молодых людей. Это значит, что большинство из нас так и не научилось ходить как следует, в полной мере использовать свои стопы, колени, тазобедренные суставы, туловище, руки, ноги и голову. Надо ли удивляться тому, как быстро эти структуры приходят в негодность?

Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения?

Сравним любителя чая с обычным человеком. И тот, и другой пьют чай каждый божий день, но разница между ними огромная. Один делает это на автомате, почти не замечая ни цвета, ни запаха, ни вкуса, довольствуясь двумя-тремя сортами, доступными в ближайшем магазине. А другому интересен чай сам по себе, его сорта и свойства. Важен не просто цвет – оттенки цвета, его переходы и переливы; не просто вкус и запах – тончайшие нюансы вкуса и запаха. Именно интерес и внимание к деталям постепенно делают человека знатоком, экспертом, ценителем.

С движением происходит ровно то же самое. Интерес, время и внимание способствуют развитию любого навыка, в том числе и двигательного. Автоматическим становится не навык, автоматическим становится внимание. А навык из деградирующего превращается в самосовершенствующийся. Есть над чем подумать.