14.01.2014

Лишние усилия

Движение тем прекраснее, чем менее мы чувствуем напряжения для его исполнения. М. Фокин. «Против течения».

Раньше мне было довольно трудно объяснять, что такое метод Фельденкрайза, для чего он нужен и как это всё работает. Особенно крепким сильным мужчинам. Маленькие движения, маленькие усилия, внимание к ощущениям — кому это нужно? Зачем? Лишние усилия? Да нет никаких лишних усилий! Попробуй, объясни...

Всё изменилось после того, как я сама начала учиться ездить на мотоцикле. На одном из первых занятий мой инструктор спросил:

— Ну как, руль тяжёлый? — вопрос звучал как-то с подвохом. Понятно, что мотоцикл не велосипед; понятно, что 200 кг это много; понятно, что руль тяжёлый.

— Да, тяжёлый. И что? — ответила я, ожидая услышать что-то вроде «а не взять ли вам, барышня, гантели...».

— Тогда смотрите. — Он сел на мотоцикл, демонстративно, свободными кольцами из двух пальцев взялся за края довольно шатких зеркал, и проехал по прямой, кругами, зигзагом. — Вот каким должно быть усилие на руле, — было его резюме, — всё остальное — лишнее!

У меня глаза на лоб полезли. Это было как раз то, чему я сама учила других людей. Но как такое может быть? Ладно — ходьба, наклоны — там понятно. Но мотоцикл... это ведь совершенно другое дело, он реально тяжёлый, руль просто не может быть лёгким! И я своими глазами вижу — может...

Объяснения оказались простыми и логичными. Новички, со страху, используют руль не для того, чтобы им рулить, а чтобы за него держаться, упираться, и всё это «от всей души». То есть, вцепляются в него как можно крепче и создают себе максимум проблем. Кроме того, оказалось, что одной рукой рулить проще, чем двумя — частенько правая рука не знает, что делает левая, и они просто мешают друг другу. Третье — своевременность реакции. Чем быстрее реакция, тем меньше усилий и размаха движения требуется для выравнивания мотоцикла. Такие вот простые секреты: опираться не на руль, а на седло, адекватно воспринимать ситуацию и реагировать вовремя.

Придя домой, я взяла крутящееся кресло, устроилась перед ним удобно, легко взялась руками за спинку и стала пробовать медленно её поворачивать. Получился такой импровизированный домашний тренажёр. Ба! Руки не слушались! Т.е., если делать это быстро и не задумываясь — всё в порядке, никаких проблем. Но если делать очень медленно и наблюдать за самым началом движения, оказывается, что руки не успевают «соображать» и изо всех сил мешают друг другу, особенно в момент смены направления. В течение пары дней я несколько раз возвращалась к своему «тренажёру» и уже на следующем занятии были заметны явные улучшения — руль стал легче!

Дальше было много всего. Но главное — система работала. Постепенно я училась чувствовать и мотоцикл, и себя на мотоцикле, и мотоцикл как себя. Вместе с этим очень много напряжения в уме и теле становилось просто ненужным.

Теперь я знаю на опыте, что руль может быть лёгким, мне знакомо это волшебное чувство — мотоцикл слушается! Я не могу ещё проехать по восьмерке, держась только двумя пальчиками за зеркала и понятно, почему: лишнее напряжение в руках — это только часть дела, необходимая, но не самая сложная. Надо ещё научиться планировать маневры во времени и пространстве, быстро реагировать, «разуть» глаза — много чего. Есть куда двигаться и к чему стремиться.

Такая вот незаконченная история.

Кажется, простая вещь — лишнее напряжение. Но как много источников, порождающих его. Я описала историю с мотоциклом, потому что она очень наглядна. На площадке, одновременно с нами, работали и другие инструктора, и можно было наблюдать картинку, гораздо более привычную: новичка сажали на мотоцикл, показывали сцепление, газ, тормоз и отправляли в самостоятельное плавание. Никаких заморочек по поводу руления, правильного сидения и прочего — авось сам приспособится и научится. И такой опыт вполне оправдан — действительно, все как-то приспосабливаются и как-то научаются. И, со временем, конечно, уже не так отчаянно вцепляются в руль, как в первый раз. Но сколько напряжения сохраняется? Сколько становится настолько привычным, что кажется нормой? Наблюдения показывают, что очень много.

Присмотримся к тому, как мы стоим или ходим. Вещи ещё более привычные, но в управлении на несколько порядков более сложные, чем управление мотоциклом. Мы обучаемся этому очень рано, очень мало и как придётся. Именно недостаток обучения — главный источник лишних усилий и лишнего напряжения. Мы привыкаем к этому и уже не замечаем. А ведь усилие, не ставшее движением, переходит в тепло и механическую работу по разрушению тех структур, где оно возникло. Есть о чём подумать.

Удачи в практике!
Наталья Королёва

Комментарии 4

*
*
*

09.04.2014 Наталья Королёва

В хорошем действии ощущение усилия отсутствует, не важно какое в действительности количество энергии вы затратили. Большинство наших действий столь плохи, что это утверждение звучит абсолютно абсурдно. Однако, достаточно понаблюдать за хорошим дзюдоистом, профессиональным тяжелоатлетом, чемпионом по фигурному катанию, первоклассным акробатом, известной певицей, арабским наездником, умелым носильщиком — вообще за любым человеком, который научился надлежащим образом использовать свою умственную и телесную активность — для того, чтобы убедиться, что ощущение усилия есть субъективный признак наличия лишнего движения. Любое неэффективное действие сопровождается этим ощущением; это признак некомпетентности. При внимательном анализе всегда возможно убедительно показать, что ощущение усилия появляется из-за наличия других действий, происходящих помимо намеренного действия.
http://feldy.ru/read/pravilnaya_osanka/

09.04.2014 Наталья Королёва

Вопрос сопротивления чрезвычайно важен: во-первых, потому что игнорируя его, мы продолжаем действовать против самих себя, продолжая верить, что мы сражаемся с объективными трудностями; во-вторых, потому что без осознавания сопротивления мы никогда не сможем избавиться от него, до того как столкнемся с серьезными неудачами или рискованными ситуациями; в-третьих, потому что когда мы видим других людей, добивающихся успеха там, где мы терпим неудачу несмотря на все старания, мы приписываем себе, в попытке самозащиты, какие-либо врожденные недостатки и прекращаем заниматься такой деятельностью. Фельденкрайз. http://feldy.ru/read/pravilnaya_osanka/

16.08.2014 Марина

Эти наблюдения и про меня тоже. У меня вчера было десятое занятие по вождению автомобиля и до сих пор руки-ноги порой запутываются в последовательности действий, но уже стало заметно меньше напряжения в плечах.

Как хорошо, что я имея опыт занятий йогой могу осознанно переучивать свое тело!!!