25.01.2014

Педагогика и спорт

Все большие учителя раз за разом приходят к одному и тому же — если человека надо чему-то научить, его, прежде всего, надо научить чувствовать.

Эффективное движение или исполнение любого сорта достигается отбрасыванием и исключением паразитического избыточного усилия. Избыточное так же плохо, как и недостаточное, только стоит дороже. М. Фельденкрайз.

Все большие учителя раз за разом приходят к одному и тому же — если человека надо чему-то научить, его, прежде всего, надо научить чувствовать. Художник развивает видение, учится чувствовать цвет, линию, форму; музыкант развивает умение слышать и различать звуки, ритмы; для танцора, спортсмена необходимым оказывается развитие мышечного чувства, чувства движения.

Невозможно развивать двигательные навыки, работая только с мышцами, поскольку любое движение — это, прежде всего, функция мозга. Мозг выстраивает движение и управляет им, управляет точностью, силой, скоростью. И для этого управления ему необходима информация как о внешнем мире — о том пространстве, в котором движение строится, так и о самих органах движения — костях, суставах, связках, мышцах. Чем больше этой информации, тем многообразнее палитра возможных движений, тем эффективней сами движения.

Поэтому так важно обращать внимание не только на силу и выносливость мышц, но и на качества самого движения, такие как мягкость, плавность, обратимость.

Рассмотрим каждое качество в отдельности.

Что значит плавность и как она достигается? Мы знаем, что в любом движении участвуют мышцы-антагонисты, которые должны работать согласованно, т. е. вклад сгибателей и разгибателей, аддукторов и абдукторов в каждом движении должен быть очень точно дозирован. Этой согласованности весьма трудно достичь в ходе обычных тренировок, когда значима только конечная цель, например, бросить мяч. Мозг вполне успешно справляется с этой задачей даже при грубой работе антагонистов, цель достигнута и неважно как. Возникающие лишние напряжения на больших скоростях незаметны, но усилия, не перешедшие в движение, уходят в тепло и повреждают ткани, эффективность самого движения не так высока. Попросите спортсмена выполнить движение медленно и если оно окажется прерывистым, как бы «пунктирным», значит потерь очень много и с этим необходимо работать.

Самое простое, что можно сделать — разложить сложное движение на отдельные составляющие. Научившись выполнять простые движения легко и плавно, человек с удивлением обнаруживает, как много лишних усилий он совершал прежде. Вместе с плавностью автоматически растут мощность и скорость движения.

Когда вы становитесь знакомы с действием, скорость возрастает спонтанно, как и мощность. М. Фельденкрайз.

Теперь о мягкости. Этот аспект очень хорошо разработан в боевых искусствах. Там даже есть специальные слова для этого — плотность и пустота, и здесь мы уже говорим о согласованной работе частей тела. Например, для того, чтобы скручивание (для того же броска) было лёгким и упругим, напряжение в одних частях тела должно быть согласовано с расслаблением других частей. Если правая рука выбрасывается вперёд, левая часть грудной клетки должна стать мягкой, «пропустить» движение, дать возможность ему состояться, не вынуждая организм работать еще и на преодоление самого себя. И этому тоже надо учить специально, давая спортсмену (танцору) время для такой работы, помогая ему чувствовать, как и что он на самом деле делает, освобождая движения от лишнего хлама и лишнего напряжения.

Паразитические усилия трудно (или даже невозможно) обнаружить при больших нагрузках и высоких скоростях. Вы не услышите тихий голос рядом с ревущим двигателем самолёта. Лишние усилия легко обнаружить, выполняя медленные маленькие движения с целью не сделать, а почувствовать движение. В этом случае мы не тренируем мышцы, но развиваем мозг.

Быстрое действие в начале обучения является синонимом напряжения и замешательства. М. Фельденкрайз.

Теперь про обратимость. Обратимость означает, что движение можно остановить в любой момент и двигаться в обратном направлении без какой-либо задержки. Важность обратимости особенно очевидна в тех видах спорта, которые требуют от спортсмена быстрой реакции на изменяющиеся обстоятельства. Это касается любого вида спорта, где есть противник или партнёр, а особенно командных видов спорта, таких как футбол, баскетбол или хоккей. В этих видах спорта способность изменять направление движения с минимальными затратами времени оказывается ключевым умением.

Но есть ещё и неочевидные вещи, потому как качество обратимости возникает тогда, когда сильные поверхностные мышцы, предназначенные для быстрых и мощных движений, освобождаются от необходимости поддерживать устойчивую позу. М. Фельденкрайз рассматривал движение как переход от одной устойчивой позы к другой. В этом случае с силой гравитации работает скелет и глубокие «позные» мышцы. Поверхностные мышцы освобождаются для быстрой реакции на изменяющие условия среды. Качество обратимости возможно развивать только в условиях осознанности, когда движение можно остановить в любой точке. Нельзя остановить дёрганье ноги, когда по колену ударили молоточком. Но если вы совершаете кувырок и делаете это сознательно и медленно, то появляется возможность работать с обратимостью.

Обратимое движение координировано, экономично, эффективно и, что особенно важно в спорте, риск травм минимален. Понятно, что это нужно всем спортсменам, во всех видах спорта, да и обычным людям в повседневной жизни. Есть резон уделить развитию этого свойства внимание и время.

Совсем несложно превратить кувырок (или любое другое действие) в последовательность устойчивых поз. Остановкой и наблюдением каждую позу можно освободить от лишнего напряжения. Несколько минут такой игры в «замри» — и ваше движение становится другим.

Комментарии 1

*
*
*

29.01.2014 rumbero

Про обратимость у Киплинга:

"Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку. И тут если бы вы наблюдали за ним, то увидели бы самое удивительное на свете — как волк остановился на середине прыжка. Он бросился вперёд, ещё не видя, на что бросается, а потом круто остановился. Вышло так, что он подпрыгнул кверху на четыре или пять футов и сел на том же месте, где оторвался от земли.
— Человек! — огрызнулся он. — Человечий детёныш! "

Кто может повторить?:)