Леонтьев Алексей Николаевич

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903–1979) — психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). В 1924 окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924–31 гг. вёл научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н. К. Крупской), в 1931–1935 гг. — в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический институт). В 1936–1956 гг. — в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны — начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 — профессор МГУ, с 1950 — зав. кафедрой психологии, с 1966 — декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950–1957) и вице-президент (1959–1961) АПН РСФСР.

Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (её генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших её новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным.

Сочинения:

  • Избранные психологические произведения, т. 1–2. — М., 1983;
  • Развитие памяти., М., 1931;
  • Восстановление движения: психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения. — М., 1945 (в соавт. с А. В. Запорожцем);
  • Очерк развития психики. — М.,1947;
  • Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.–Л., 1948;
  • Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950;
  • Умственное развитие ребенка. — М., 1950;
  • Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.);
  • Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973;
  • Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977;
  • Проблемы развития психики. — М., 1981;
  • Категория деятельности в современной психологии // Вопр. психологии, 1979, № 3;
  • Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1990 (соавт.).

Книги

Восстановление движения

(Соавторы: Запорожец А. В.)

Эта книга, изданная в 1945 г. и более на русском языке не издававшаяся, содержит изложение результатов исследований по психофизиологии восстановления движений после огнестрельных ранений, которые проводились в 1943–44 гг. двумя группами учёных и врачей под научным руководством известного советского психолога А. Н. Леонтьева. Инициатором этих исследований был А. Р. Лурия. Учёные работали с ранеными, получившими повреждения костей и мягких тканей рук, а также с ранеными, подвергшимися ампутациям и пластическим операциям рук. Для восстановления движений и возвращения раненых в строй использовались методы двигательной терапии: ЛФК и трудотерапии. Книга может быть интересна специалистам, занимающимся восстановлением движений у пациентов после травм или заболеваний (в том числе и врождённых). Читать