Березкина-Орлова В. Б.

Бернштейн Н. А.

Гинсбург К.

Гинсбург К. Фельденкрайз: мозг и упорядочение хаоса

Мы рождаемся, наделенные огромным количеством нервных клеток, образующих неограниченное количество взаимосвязей; это делает ситуацию совершенно хаотической и неуправляемой. Вследствие способности системы к самоорганизации через несколько месяцев после рождения нервная система создает полезные структуры, направляющие энергию системы на совершение необходимых для нее действий. В этом смысле живой организм, обладающий мозгом, — самый замечательный организатор хаоса во Вселенной. Красота работ Фельденкрайза заключается в том, что они дают нам возможность почувствовать и осознать, что мы можем свободно создавать любые конструкции, наиболее подходящие нам в данный момент. Наша система всегда готова к постоянной трансформации, позволяющей гармонично соответствовать окружающей среде. Читать

Горина Г. Б.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Евлампиева М. В.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Королёв Е. В.

Королёва Н. Н.

Королёва Н. Н. Внешний слой

Попытка осмыслить тему границ вообще и психологических границ в частности. Метафора внешнего слоя и описание строения и функций плазматической мембраны дали нам ключ, который мы успешно использовали, исследуя эго-функцию Границы в нашем проекте «Собборус — Анатомия движения». Читать

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Королёва Н. Н. От деградирующего навыка к самосовершенствующемуся

Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения? Читать

Королёва Н. Н. Вариативность в практике осознавания

Очень многих завораживает изумительная грация кошек и бесконечная ловкость обезьян. И те, и другие учатся двигаться и оказываются в этом успешнее человеческих детёнышей. Почему? Читать

Левин К.

Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии

Думать, как и двигаться, можно по-разному. Этот факт стоит внимания не только учёного, но и обычного человека. В образ себя, о котором писал М. Фельденкрайз, входит движение, чувствование и мышление, и всё это требует осознавания. Читать

Лямина Е. С.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Найдин В. Л.

Найдин В. Л. Чудо, которое всегда с тобой

Воспоминания о Н. А. Бернштейне и популярное изложение его идей в статье проф. В. Л. Найдина, врача-нейрореабилитолога и писателя. Статья была опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 1976 году. Читать

Сергеева С.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Фельденкрайз М.

Фельденкрайз М. Выявление маленьких различий

«Обычно очень трудно стронуть лёд...» В этой небольшой лекции Мойше легко, «на пальцах», с искрящимся юмором пытается донести до нас самую суть своего метода. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Читать

Фельденкрайз М. О функциональной интеграции

Функциональная интеграция — краеугольный камень метода Фельденкрайза. Под функцией подразумевается всё, что вы делаете — ходьба, сидение, стояние, дыхание. Функция интегрируется тогда, когда вы всецело поглощены её выполнением и не создаёте собственных помех. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О гармоничном развитии

Воспитатели, педагоги и родители редко задумываются о гармоничном развитии себя и своих подопечных. Так что эта статья будет полезна всем. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Что такое хорошая осанка?

Любая осанка приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противодействовать силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Боль, подрывающая надежность тела и собственного «я», — основная причина отклонений от идеальной осанки. При неправильной осанке мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить осанку, важно понять, что исказило реакцию нервной системы на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на всем протяжении существования человека. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Что такое хорошее действие?

Хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и направляются единым центром. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие. Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О системе дыхания

Большая часть мышц дыхательной системы связана с шейными и поясничными позвонками, поэтому влияет на устойчивость и положение позвоночника и, наоборот, положение позвоночника влияет на качество и скорость дыхания. Таким образом, хорошее дыхание означает хорошую позу, а хорошая поза означает хорошее дыхание. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Зачем нужна пауза после действия

Для того, чтобы изменения стали возможны, важно обращать пристальное внимание на каждое улучшение и ассимилировать его после каждого ряда движений. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Образ себя

Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем в соответствии с образом себя. Образ себя состоит из четырех компонентов — это движение, ощущение, чувство и мышление. С помощью непривычных движений легко убедиться, что наш образ себя в целом далек от предполагаемой полноты и точности. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О роли самовоспитания и самообразования

Большинство людей делает попытку улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не осознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких недостатков, которые он заметил. Все, что сказано в этой статье, адресовано как раз этому среднему человеку — тому, кто полагает, что все это его не касается. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Внимание и ощущения

Эту небольшую лекцию с сиюминутной практической демонстрацией М. Фельденкрайз прочитал на одном из своих уроков «Челюсть, язык и агрессия». В ней он показывает связь ощущений и внимания при выполнении различных действий. Понимание этой связи делает успешным любое обучение. Мадам Монтессори, физиолог по образованию и врач по профессии, с успехом использовала эти принципы при обучении умственно отсталых детей, которые при её умном и милосердном попечении учились не хуже нормальных. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Читать

Хлюстов Г. В.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать