Березкина-Орлова В. Б.

Бернштейн Н. А.

Гинсбург К.

Гинсбург К. Фельденкрайз: мозг и упорядочение хаоса

Мы рождаемся, наделенные огромным количеством нервных клеток, образующих неограниченное количество взаимосвязей; это делает ситуацию совершенно хаотической и неуправляемой. Вследствие способности системы к самоорганизации через несколько месяцев после рождения нервная система создает полезные структуры, направляющие энергию системы на совершение необходимых для нее действий. В этом смысле живой организм, обладающий мозгом, — самый замечательный организатор хаоса во Вселенной. Красота работ Фельденкрайза заключается в том, что они дают нам возможность почувствовать и осознать, что мы можем свободно создавать любые конструкции, наиболее подходящие нам в данный момент. Наша система всегда готова к постоянной трансформации, позволяющей гармонично соответствовать окружающей среде. Читать

Горина Г. Б.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Евлампиева М. В.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Королёв Е. В.

Королёва Н. Н.

Королёва Н. Н. Внешний слой

Попытка осмыслить тему границ вообще и психологических границ в частности. Метафора внешнего слоя и описание строения и функций плазматической мембраны дали нам ключ, который мы успешно использовали, исследуя эго-функцию Границы в нашем проекте «Собборус — Анатомия движения». Читать

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Королёва Н. Н. От деградирующего навыка к самосовершенствующемуся

Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения? Читать

Королёва Н. Н. Вариативность в практике осознавания

Очень многих завораживает изумительная грация кошек и бесконечная ловкость обезьян. И те, и другие учатся двигаться и оказываются в этом успешнее человеческих детёнышей. Почему? Читать

Левин К.

Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии

Думать, как и двигаться, можно по-разному. Этот факт стоит внимания не только учёного, но и обычного человека. В образ себя, о котором писал М. Фельденкрайз, входит движение, чувствование и мышление, и всё это требует осознавания. Читать

Лямина Е. С.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Найдин В. Л.

Найдин В. Л. Чудо, которое всегда с тобой

Воспоминания о Н. А. Бернштейне и популярное изложение его идей в статье проф. В. Л. Найдина, врача-нейрореабилитолога и писателя. Статья была опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 1976 году. Читать

Сергеева С.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать

Фельденкрайз М.

Фельденкрайз М. Выявление маленьких различий

«Обычно очень трудно стронуть лёд...» В этой небольшой лекции Мойше легко, «на пальцах», с искрящимся юмором пытается донести до нас самую суть своего метода. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Читать

Фельденкрайз М. О функциональной интеграции

Функциональная интеграция — краеугольный камень метода Фельденкрайза. Под функцией подразумевается всё, что вы делаете — ходьба, сидение, стояние, дыхание. Функция интегрируется тогда, когда вы всецело поглощены её выполнением и не создаёте собственных помех. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О гармоничном развитии

Воспитатели, педагоги и родители редко задумываются о гармоничном развитии себя и своих подопечных. Так что эта статья будет полезна всем. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О системе дыхания

Большая часть мышц дыхательной системы связана с шейными и поясничными позвонками, поэтому влияет на устойчивость и положение позвоночника и, наоборот, положение позвоночника влияет на качество и скорость дыхания. Таким образом, хорошее дыхание означает хорошую позу, а хорошая поза означает хорошее дыхание. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Зачем нужна пауза после действия

Для того, чтобы изменения стали возможны, важно обращать пристальное внимание на каждое улучшение и ассимилировать его после каждого ряда движений. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Образ себя

Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем в соответствии с образом себя. Образ себя состоит из четырех компонентов — это движение, ощущение, чувство и мышление. С помощью непривычных движений легко убедиться, что наш образ себя в целом далек от предполагаемой полноты и точности. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О роли самовоспитания и самообразования

Большинство людей делает попытку улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не осознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких недостатков, которые он заметил. Все, что сказано в этой статье, адресовано как раз этому среднему человеку — тому, кто полагает, что все это его не касается. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Внимание и ощущения

Эту небольшую лекцию с сиюминутной практической демонстрацией М. Фельденкрайз прочитал на одном из своих уроков «Челюсть, язык и агрессия». В ней он показывает связь ощущений и внимания при выполнении различных действий. Понимание этой связи делает успешным любое обучение. Мадам Монтессори, физиолог по образованию и врач по профессии, с успехом использовала эти принципы при обучении умственно отсталых детей, которые при её умном и милосердном попечении учились не хуже нормальных. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Читать

Фельденкрайз М. Что такое хорошая поза?

Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет стал поддерживать тело в поле тяготения, не расходуя энергию. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но и отвлекаются от выполнения своих основных функций — изменений положения тела, то есть движений. При неправильной позе мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить позу, важно понять, что исказило реакцию нервной системы на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на протяжении всего существования человеческого вида. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Что такое хорошее действие?

Хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и направляются единым центром. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие. Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Некоторые фундаментальные свойства движения

Этот урок научит вас распознавать некоторые фундаментальные свойства сознательного управления мышцами. Вы обнаружите, что трех десятков медленных, легких и коротких движений достаточно, чтобы изменить фундаментальный тонус мышц, то есть степень их напряжения перед волевой активацией. Изменения тонуса, возникнув в определенном месте, распространяются по той половине тела, часть которой задействована. Движение становится простым и легким, когда основную работу делают крупные мышцы центра тела, а конечности только направляют кости к цели. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Дифференциация частей и функций в дыхании

Теперь вы научитесь распознавать движения ребер, диафрагмы и живота, чтобы совершенствовать дыхание. Хорошая организация этих мышц необходима для того, чтобы легко и глубоко дышать. Вы научитесь распознавать разницу в длительности периодов вдоха и выдоха, поймете, что процесс дыхания приспосабливается к положению тела в поле тяготения. Нижние ребра двигаются больше, чем верхние и играют в дыхании более важную роль. Наконец, вы увидите, что дыхание становится легче и ритмичнее, когда тело поддерживается прямо без сознательного усилия, то есть, когда весь вес приходится на скелетную структуру. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Координация сгибателей и разгибателей

Этот урок научит вас увеличивать напряжение выпрямляющих мышц спины. Вы узнаете, что продолжающееся натяжение сгибателей (мышц живота) увеличивает тонус разгибателей спины. Вы сможете удлинить мышцы, поворачивающие тело. Удлинение разгибателей затылка посредством активации их антагонистов в передней части шеи улучшит равновесие головы в положении стоя. Вы также улучшите дифференциацию движения головы и туловища. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Дифференциация тазовых движений с помощью воображаемых часов

В этом уроке вы заметите излишние бессознательные усилия мышц таза и научитесь более тонко управлять положением таза, а также улучшите положение позвоночника. Вы сможете лучше координировать движения головы и туловища, а также двигать ими в противоположных направлениях. Благодаря этому улучшатся вращательные движения позвоночника в положении стоя. При примитивных движениях глаза, голова и туловище поворачиваются вправо и влево одновременно. Осознавание этой тенденции позволяет поворачивать их по отдельности или в разных сочетаниях, делая повороты легче или увеличивая угол поворота. Вы также изучите связь между ощущением, вызванным движением тела, и положением конечностей в пространстве. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Посадка головы влияет на состояние мускулатуры

При выполнении упражнений из этого урока мы почувствуем, как зависят мышцы всего тела от работы мышц головы и шеи. Чем свободнее и легче становятся движения головы и чем лучше она может повернуться, тем легче становится повернуть все тело настолько, насколько это анатомически возможно. Вы обнаружите немедленное действие воображаемых движений и научитесь различать проецируемый образ действия и реальное выполнение действия, и от этого улучшится градация мышечного усилия при более тонких мышечных действиях. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Совершенствование образа себя

В этом уроке вы научитесь использовать определенную группу мышц для совершения особых движений в различных положениях тела. Суставы, которые вы будете использовать, станут более подвижными и в течение часа достигнут максимального уровня гибкости. Вы увидите, как влияет голова на напряжение мышц, как воображаемые движения воздействуют на реальные движения, научитесь исключать вербализацию в воображаемом движении — и все это поможет вам усовершенствовать образ себя. Вы научитесь также передавать улучшение, активно приобретенное одной стороной тела, другой стороне, не участвовавшей в активных действиях, не принимавшей участия в движениях; для этого вы будете использовать только визуализацию и мысли. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Пространственные отношения как средство координации действия

В этом уроке вы увидите, что сознательное внимание к пространственным отношениям между движущимися конечностями делает движение скоординированным и плавным; если систематически уделять внимание тому, чтобы прочувствовать части тела, это может избавить их от лишнего напряжения. Механическое действие ничему не учит, не увеличивает способности. Обычные движения, выполненные другим образом, часто становятся лишь проявлением плохой координации, а не увеличивают индивидуальные способности. В действительности, когда движение улучшается, оно все более приближается к обычным, естественным движениям. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Движения глаз организуют движение тела

Здесь вы узнаете, как движение глаз координирует движение тела, и как они связаны с движениями мышц шеи. Проверка связи между глазами и шейными мышцами улучшает управление движениями тела и делает их легче. Движение глаз в направлении, противоположном движению тела, создает дополнительные возможности, о которых многие не подозревают. Эти упражнения расширяют спектр действия и помогают избавиться от ложных привычек. Вы также научитесь различать мышцы, управляющие движениями глазных яблок, и мышцы, управляющие зрением более специфическим образом. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Осознавание частей, находящихся вне сознания, с помощью средств, подвластных сознанию

У каждого человека в теле есть части, которые он полностью осознает, и части, с которыми он не вполне знаком. Например, почти каждый человек осознает губы и кончики пальцев лучше, чем затылок и подмышки. Полный и однородный образ себя, сознавание всех частей тела — ощущений, чувств и мыслей — это идеал, который до сих пор труднодостижим. В этом уроке предлагается техника пополнения образа себя с помощью сопоставления ощущений в частях тела, которые человек осознает, и тех, которые он не осознает. Этот опыт поможет осознать те части тела, которые не используются в обычных сознательных действиях. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Мышление и дыхание

Многие методики используют совершенствование дыхания как ключ к совершенствованию личности. Дыхание изменяется, когда мы сомневаемся, когда нас что-то интересует, когда мы пугаемся, тревожимся, колеблемся, пытаемся что-то сделать. На дыхание влияют разные факторы, от полной задержки до поверхностного и быстрого дыхания, когда кажется, что «не хватает воздуха». Многие люди не используют возрастание жизненных сил, которое можно получить от полного и регулярного дыхания в соответствии с нервной и физической структурой человека; многие даже не знают, что это такое. В этом уроке мы попробуем овладеть формой дыхания, которая легко превращается в привычку и увеличивает способности человека в целом. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Хлюстов Г. В.

Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы»

Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Читать