Продолжается регистрация на учебный курс
«Анатомия движения для профессионалов» на 2018–2019 г.
Начало 13 сентября 2018 г.

Фельденкрайз Моше

Мойше (Моше) Пинхас Фельденкрайз родился 6 мая 1904 года в городе Славута (в настоящее время — Украина). Когда он был ребёнком, его семья переехала сначала в расположенный неподалёку город Корец, а в 1912 году — в Барановичи, ныне Беларусь. Пока через Барановичи проносились битвы Первой мировой войны, Фельденкрайз прошёл обряд бар-мицва (обряд инициации подростков в иудаизме — прим. перев.), закончил два года высшей школы и получил образование по ивриту и философии сионизма. В 1918 году Фельденкрайз отправился в самостоятельное путешествие в Палестину.

В Палестине Фельденкрайз сначала трудился чернорабочим, а в 1923 году продолжил высшее образование, зарабатывая на жизнь преподаванием. После окончания учёбы в 1925 году, он работал на британскую геодезическую службу в качестве картографа. Фельденкрайз участвовал в еврейских группах самообороны и, изучив джиу-джитсу, разработал свою собственную технику самозащиты. В футбольном матче в 1929 году он повредил левое колено. Пока травма заживала, он написал «Самовнушение» (Autosuggestion, 1930) — перевод с английского на иврит работы Чарльза Брукса о системе самовнушения Куэ, дописав две главы самостоятельно. Потом он опубликовал «Джиу-джитсу» (Jujitsu, 1931) — книгу по самообороне.

В 1930 году Фельденкрайз уехал в Париж и поступил в технический колледж — Ecole des Travaux Publics des Paris. Через три года, окончив его по специальностям машиностроение и электротехника, он начал работать научным сотрудником у Фредерика Жолио-Кюри в Институте радия, одновременно учась в Сорбонне для получения докторской степени (соответствует нашей кандидатской — прим. перев.). В 1935–1937 годах он работал в институте в Аркей-Кашане, участвуя в постройке генератора Ван-дер-Граафа, который использовался в экспериментах по делению ядра атома. В 1939–1940 годах он работал под началом Поля Ланжевена, занимаясь исследованиями магнитного поля и ультразвука.

Параллельно со своей научной деятельностью, в 1933 году, после встречи с Дзигоро Кано — основоположником дзюдо, Фельденкрайз начал изучать дзюдо и снова занялся преподаванием джиу-джитсу. В 1935 году он опубликовал пересмотренное, французское издание своей книги по джиу-джитсу под названием «Защита слабого от нападения» (La Défense du Faible Contre L’Agresseur) (перевод названий книг, пока не переведённых на русский язык, может быть неточен — прим. перев.), а в 1938 году — «Азбуку дзюдо» (ABC du Judo). В 1936 году он получил чёрный пояс дзюдо, а в 1938 — второй дан. В 1938 году Фельденкрайз женился на Йоне Рубинштейн.

В 1940 году, когда немцы вошли в Париж, Фельденкрайз бежал в Англию. В 1940–1945 годах, в Шотландии, в качестве научного сотрудника в британском Адмиралтействе, он руководил исследованиями в области борьбы с подводными лодками. В это же время он вёл группы дзюдо и самообороны. В 1942 году он опубликовал руководство по самообороне — «Практика боя без оружия» (Practical Unarmed Combat) и «Дзюдо». В это время его колено снова напомнило о себе и тогда же, решая эту проблему, Фельденкрайз заложил основы своего метода. Он прочитал цикл лекций о своих новых идеях, начал вести экспериментальные группы и заниматься индивидуально с некоторыми своими коллегами.

В 1946 году Фельденкрайз оставил службу в Адмиралтействе, переехал в Лондон и начал работать исследователем и консультантом в частном секторе промышленности. Он вёл группы дзюдо в лондонском клубе «Будоквай», заседал в международном комитете по дзюдо и занимался научным анализом принципов дзюдо. В 1949 году он опубликовал первую книгу о своём методе «Тело и зрелое поведение» (Body and Mature Behavior), а в 1952 — свою последнюю книгу о дзюдо «Высшее дзюдо» (Higher Judo). В течение лондонского периода он изучал работы Георгия Гурджиева, Ф.М. Александера и Уильяма Бейтса и ездил в Швейцарию, чтобы поучиться у Генриха Якоби.

Фельденкрайз вернулся в Израиль, чтобы возглавить израильский военный департамент электроники в 1951–1953 годах. Около 1954 года он переехал на постоянное жительство в Тель-Авив и первое время зарабатывал на жизнь исключительно преподаванием своего метода. Изредка он продолжал работать над рукописью «Действенное Я» (The Potent Self), которую начал в Лондоне. Около 1955 года он открыл свои курсы «Осознавание через движение» (Awareness through Movement®) в студии на улице Александра Янная. В начале 1957 года Фельденкрайз начал давать уроки «функциональной интеграции» (Functional Integration) израильскому премьер-министру Давиду Бен-Гуриону.

В конце 50-х Фельденкрайз представил свои работы в Европе и Соединённых Штатах. В середине 60-х он опубликовал «Разум и тело» (Mind and Body), «Телесное выражение» (Bodily Expression), в 1967 году — «Совершенствование способности делать» (Improving the Ability to Perform), которая в англоязычном издании 1972 года была озаглавлена «Осознавание через движение» (Awareness through Movement). В 1968 году, недалеко от квартиры, где жила его семья, на улице Нахмани, 49, он открыл студию — постоянное место для своей практики функциональной интеграции. Там же, в 1969–1971 годах, прошла его первая программа по подготовке преподавателей, которую прослушали 12 человек.

В течение четырёх лет — с 1975 по 1978 год Фельденкрайз проводил летний тренинг на 65 человек для преподавателей в Сан-Франциско. В 1977 году он опубликовал «Историю Норы» (The Case of Nora), а в 1981 — «Неуловимую очевидность» (The Elusive Obvious). В 1980 году он начал тренинг на 235 человек в Амхерсте, но смог провести только первые два летних цикла из четырёхлетней программы. Осенью 1981 года, вследствие болезни, он прекратил публичное преподавание. 1 июля 1984 года Мойше Фельденкрайза не стало.


Оригинал статьи: Mark Reese "A Biography of Moshe Feldenkrais".

Перевод rumbero, редакция Н. Королёвой.

Статьи

Фельденкрайз М. Выявление маленьких различий

«Обычно очень трудно стронуть лёд...» В этой небольшой лекции Мойше легко, «на пальцах», с искрящимся юмором пытается донести до нас самую суть своего метода. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Читать

Фельденкрайз М. О функциональной интеграции

Функциональная интеграция — краеугольный камень метода Фельденкрайза. Под функцией подразумевается всё, что вы делаете — ходьба, сидение, стояние, дыхание. Функция интегрируется тогда, когда вы всецело поглощены её выполнением и не создаёте собственных помех. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О гармоничном развитии

Воспитатели, педагоги и родители редко задумываются о гармоничном развитии себя и своих подопечных. Так что эта статья будет полезна всем. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Что такое хорошая осанка?

Любая осанка приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противодействовать силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Боль, подрывающая надежность тела и собственного «я», — основная причина отклонений от идеальной осанки. При неправильной осанке мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить осанку, важно понять, что исказило реакцию нервной системы на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на всем протяжении существования человека. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Что такое хорошее действие?

Хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и направляются единым центром. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие. Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О системе дыхания

Большая часть мышц дыхательной системы связана с шейными и поясничными позвонками, поэтому влияет на устойчивость и положение позвоночника и, наоборот, положение позвоночника влияет на качество и скорость дыхания. Таким образом, хорошее дыхание означает хорошую позу, а хорошая поза означает хорошее дыхание. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Зачем нужна пауза после действия

Для того, чтобы изменения стали возможны, важно обращать пристальное внимание на каждое улучшение и ассимилировать его после каждого ряда движений. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Образ себя

Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем в соответствии с образом себя. Образ себя состоит из четырех компонентов — это движение, ощущение, чувство и мышление. С помощью непривычных движений легко убедиться, что наш образ себя в целом далек от предполагаемой полноты и точности. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. О роли самовоспитания и самообразования

Большинство людей делает попытку улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не осознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких недостатков, которые он заметил. Все, что сказано в этой статье, адресовано как раз этому среднему человеку — тому, кто полагает, что все это его не касается. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Читать

Фельденкрайз М. Внимание и ощущения

Эту небольшую лекцию с сиюминутной практической демонстрацией М. Фельденкрайз прочитал на одном из своих уроков «Челюсть, язык и агрессия». В ней он показывает связь ощущений и внимания при выполнении различных действий. Понимание этой связи делает успешным любое обучение. Мадам Монтессори, физиолог по образованию и врач по профессии, с успехом использовала эти принципы при обучении умственно отсталых детей, которые при её умном и милосердном попечении учились не хуже нормальных. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Читать