11.05.2015

Великолепная семёрка

Первая московская программа по анатомии движения завершена. Основной тон и динамику на этот раз задавали тренеры по пилатесу, привыкшие к чёткой конкретной структуре работы с клиентами. Мне хотелось, чтобы каждый модуль давал практический материал для такой работы, а не просто информацию для размышления. Благодаря активности самих студентов, это во многом удалось. В конце каждого модуля мы старались подвести некий письменный итог прожитому и нажитому, и сейчас я могу весь этот материал свести к общему знаменателю, предоставив слово самим участникам.

Больше всего сомнений было, конечно, по поводу лепки и рисунка: многие, приходя на курс, не умеют ни того, ни другого. И, оказывается, в этом нет ничего страшного и даже наоборот:

  • открыла для себя возможность лепки и рисования — перед курсом этот аспект обучения вызывал скепсис по отношению к своим способностям;
  • удивительно хорошо получается рисовать;
  • открытие пропорций: соотношения между частями тела и внутри каждого сегмента тела (позвонки, череп, таз...), т. е. возник интерес с той стороны, с которой не было даже намёка;
  • лепка и рисование помогают «расслабить» мозг;
  • приобрела навыки лепки и рисования, поняла, что это помогает пониманию и запоминанию;
  • знания в области анатомии стали для меня ближе, я понял, что её реально изучать и притом занимательно.

Следующий момент: далеко не все готовы начинать изучать анатомию со скелета, очень многим хочется побыстрее перейти к «делу» — движениям и мышцам. Моя позиция на этом месте принципиальная: ничего не должно висеть в воздухе. Мышцы крепятся к костям и двигают кости и нет большого смысла начинать с мышц, не имея понятия о рычагах, которые они перемещают, и обо всей костной структуре в целом. Кроме того, мне приходится наблюдать, с какими трудностями сталкиваются студенты, которым приходится изучать мышцы, не имея при этом ясного представления о костях — часто это просто пустая трата времени, материал не укладывается и не усваивается. Ещё один важный момент — любая мышца должна иметь опору для своего действия и этой опорой могут быть и кости, и другие мышцы, создающие сопротивление. Чтобы понять движение, необходимо видеть источник этого движения, а также, где и как создаётся опора для него. Без понимания костной основы это невозможно. Побывав в роли «демиургов», своими руками попробовав воспроизвести форму костей, проработав форму на листе бумаги с помощью рисунка, студенты как будто открывают для себя новый мир, мир красоты и сложности форм, их абсолютной целесообразности:

  • очень много дала первая часть про кости: в двигательной практике (цигун) стало значительно легче отслеживать перемещение по осям и то, куда переносится общий вес;
  • всплыло много нюансов в строении отдельных костей, их соотношении и взаимодействии, появилось большее понимание формы костей и движений в суставах;
  • наконец ощутила реальный позвоночник;
  • могу представить таз в себе;
  • научилась, глядя на человека, видеть его кости;
  • научилась видеть и определять асимметрию тела по костям;
  • почувствовала связь таз — грудная клетка — голова во время ходьбы;
  • возникает объёмное ощущение тела.

И, конечно, все ждали, когда же мы, наконец, перейдём к мышцам. Действительно, это самая интересная, сложная и объёмная часть программы. В виду её необъятности, с одной стороны, неоднородности группы и индивидуальных запросов, с другой, для меня было важно, чтобы студенты научились самостоятельно искать ответы на свои вопросы, наблюдать за движением и позой, анализировать их, работать с атласами. Многое ещё требует дальнейшей доработки. Много нереализованных идей, которые ждут своего воплощения. Тем не менее, моделирование мышц на скелете, тестирование, пальпация, возможность почувствовать их в движении изолированно и в составе мышечных цепочек, дают возможность перейти от абстрактной картинки в атласе к реальности, много более сложной и запутанной.

Дам слово самим студентам:

  • очень хорошо почувствовал мышцы, отвечающие за движение таза — для меня было много открытий;
  • смогу применять для клиентов упражнение по расслаблению мышц грудной клетки;
  • практика, особенно с глазами, восхищает!
  • много ощущений, связанных с движением челюсти и глаз;
  • пополнился запас упражнений, направленных на расслабление определённых мышц;
  • узнала о мелких мышцах (глубокий слой) и их влиянии на самочувствие;
  • систематизировались некоторые знания о функциональных цепочках;
  • поняла относительность знания о мышцах (много индивидуальных особенностей);
  • в понимании анатомии гигантский прорыв: я теперь могу смотреть атлас и понимать, что вижу;
  • лучше стала видеть недостатки в своей осанке и осанке других людей;
  • тело изменилось: мышцы ожили, лёгкость, плавность и удовольствие от движения;
  • улучшилось «рентгеновское» зрение, легче видеть напряжённые/перерасслабленные участки на теле.

В процессе работы были и другие бонусы, не связанные напрямую с учебной программой:

  • пришло понимание, что я, несмотря на наличие опыта, очень плохо знаю себя, есть желание продолжать учиться;
  • осознала с новой силой, что начав что-то делать, можно выяснить, что эффективно, а что нет, и это не ошибки, а опыт;
  • снялся стресс и страх групповых занятий;
  • контакт с собственным телом: хочется привносить в свою жизнь всё больше действительно комфортных и полезных вещей;
  • родились вопросы о функции внимания и о роли образа тела при организации движений, буду думать!
  • ощутилась разница между крупным движением и напряжением, и мелким движением и расслаблением;
  • узнала, как важны паузы даже при очень маленьких движениях;
  • интересные дискуссии, дающие мне толчок для дальнейших размышлений и движения дальше;
  • научилась лучше ощущать свои движения в пространстве;
  • стало больше внимания к контакту с опорой (реактивные силы);
  • после каждого модуля у меня менялись ощущения тела, движения;
  • появилось желание вернуться к танцам и рисованию;
  • появились новые идеи для собственных уроков.

Что ещё понравилось участникам:

  • спокойный темп; понятная и озвученная структура (план обучения);
  • много движения;
  • возможность самостоятельной работы с атласами (которых много);
  • рисование мышц и их моделирование на скелете;
  • объёмный взгляд на анатомию (в т. ч. бодинамические идеи);
  • Большое спасибо автору курса за смелость проведения данной программы: опыт показал, что комплексное восприятие (лепка, рисунок, моделирование мышц на скелете, пальпация, движение) имеет потрясающий эффект, оживляющий всю систему анатомии в целом. Особенно ценный опыт при прорабатывании в упражнениях — происходит закрепление всего пройденного;
  • Отдельное спасибо за вспомогательные материалы и личное внимание к каждому студенту.

Со своей стороны я хочу поблагодарить всех участников за интерес, любопытство и хорошее настроение, с которыми они приходили на занятия. Было много вопросов, совместных обсуждений, споров.

Имена и контакты великолепной семёрки выпускников:

  1. Антонова Татьяна, архитектор, Москва;
  2. Бородулина Алла, пенсионерка, ведёт занятия в группе здоровья по методу Фельденкрайза, Чебоксары;
  3. Браженко Лидия, преподаватель пилатеса, танцевально-двигательный терапевт, www.brajenko.com, Москва;
  4. Веледницкая Ольга, психолог, Москва;
  5. Мирохватова Ирина, сертифицированный тренер по пилатесу (школа Romana's Pilates, США), мастер-тренер групповых программ сети фитнес-клубов World Class, +7 926 813-62-67, Москва;
  6. Соболева Елена, специалист по лечебному детскому массажу и лечебной гимнастике, +7 926 333-92-16, Москва;
  7. Федотова Ангелина, мастер-тренер силовых, функциональных, аэробных и танцевальных направлений, Москва.

Удачи в практике!
Наталья Королёва