14.07.2023

Харизматичный лидер — за и против

Про педагогику и не только.

Тема харизматичного лидера волнует меня давно, с тех пор как я начала преподавать восточные танцы. Как строились занятия? Преподаватель стоял впереди всей группы, делал движения, остальные за ним повторяли. Так разучивались отдельные движения, связки и целые постановки. Это обычная схема, которая для многих остается рабочей до сих пор.

После первого года работы я решила устроить небольшой внутренний концерт, чтобы подвести какие-то итоги и посмотреть на результаты своей работы. И вот сижу я в зале, смотрю на танцующих женщин и вижу… себя! Свою манеру двигаться, свой характер… полтора десятка собственных клонов! А ведь хотелось совсем другого! Это так меня поразило тогда, что я в корне изменила стиль преподавания и с тех пор показывала только общую схему движения и потом следила за техникой выполнения, что-то подсказывала, на что-то обращала внимание и т. п. Что это давало? Внимание учеников смещалось с преподавателя на самих себя, свою собственную индивидуальность и манеру исполнения. Это оказалось ненамного сложнее и даже интереснее, и сразу появились «побочные» эффекты: участницы начали шить костюмы, писать стихи, сочинять собственные танцевальные композиции и сценарии к будущим концертам. Мне оставалось только наслаждаться процессом. Казалось бы, какая ерунда: перейти от слепого копирования к поиску собственного движения, а такие изменения.

Безусловно, у копирования есть свои преимущества: получив сразу готовый образец высокого уровня, можно быстро освоить сложные движения и связки. Но всегда ли быстро есть хорошо? Если человек танцует в ансамбле, где однотипность и синхронность важнее индивидуальности – это одно. Если важно развитие индивидуальности, это совсем другое.

Есть ещё немаловажный момент: что делать с теми, у кого не получается быстро и точно скопировать образец? Кому нужно много внимания к своим личным особенностям, к тем моментам, которые не позволяют идти так быстро, как двигаются «способные»? Часто эти люди оказываются в аутсайдерах, но мой опыт показал, что многие из них, при внимательном к себе отношении, могут стать не только наравне с остальными, но проявить очень яркую индивидуальность. Просто надо немного больше времени и немного больше понимания движения.

Тот опыт многому меня научил и с тех пор, как преподаватель, я стараюсь держаться в тени, давая больше пространства и внимания самим ученикам. Это мой стиль преподавания. Хотя я знаю, что люди с большой охотой идут на «свет», стремятся к ярким харизматичным лидерам, способным зажечь, вдохновить, поделиться своей бурлящей энергией: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос…» Почему нет? Может, все мои рассуждения тут – просто оправдание и рационализация собственной интровертности и не более того?

А что выбираете вы?

Фото: Алексей Рыбкин