Когда вы отдыхаете после движения, выполнявшегося без большого усилия, это делается не для того, чтобы восстановить силы, а для того, чтобы рассмотреть изменения, произошедшие за время действования. Это занимает минуту-две или даже больше, изменения не всегда заметны сразу. Из-за этого люди, привыкшие переходить от действия к действию без достаточной паузы между ними, не умеют замечать последствия серии повторяющихся действий. Многие учителя не дают ученикам времени, необходимого для того, чтобы почувствовать последствия различных действий, даже таких абстрактных, как мышление.
Использование мышц без наблюдения, различения и понимания — это механические действия, не имеющие другой ценности, кроме непосредственного результата, который может быть произведен ослом или даже машиной. Для такой работы не требуется высокоразвитая нервная система человека. Восприятие абстрактных ментальных впечатлений — тоже чисто механический процесс в том случае, если индивид не дает себе времени осознать тот факт, что он обратил на что-то внимание и что этого внимания достаточно для понимания. Без этого впечатление остается просто фиксацией, в результате которой может возникнуть лишь механическое повторение ментального процесса, не становящееся частью интегрированной личности.
Только пристальное внимание делает изменение возможным. Когда новый опыт заставит нас разочароваться в привычном паттерне и сделать его незначимым, мы сможем поменять старые привычки на новые. Теоретически, для этого нужно лишь усилие ума, но на практике этого недостаточно. Наша нервная система устроена так, что привычки удерживаются и стремятся сохраняться. Легче исключить привычку с помощью внезапного травматического шока, чем изменить постепенно. Это функциональная трудность, поэтому важно обращать пристальное внимание на каждое улучшение и ассимилировать его после каждого ряда движений. Таким образом, нервная система вовлечена сразу в два процесса: запрещение прежней, автоматической двигательной привычки, которая кажется теперь неправильной, тяжелой и менее удобной, и поощрение нового паттерна, который представляется более приемлемым, пластичным и удовлетворительным. Понимание, приобретаемое таким образом, не только интеллектуально, не только убедительно и понятно, но является и плодом индивидуального чувственного опыта. Важно понимать связь между изменениями и его причинами, чтобы, повторяя опыт с достаточной точностью в тех же условиях, усиливать эффект, запоминая улучшения в ощущениях.
Фельденкрайз М.
Зачем нужна пауза после действия