Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда… А. Ахматова
Обо мне
Здравствуйте! Меня зовут Наталья Королёва. С моим кратким послужным списком можно познакомиться на нашем сайте. Это основное. Кроме этого были 10 лет работы программистом, 15 лет занятий йогой, 10 лет преподавания восточных танцев, обучение массажу и 4 года массажной практики, обучение остеопатии и биодинамике. Всё это дало мне возможность сравнивать разные методы, разные способы мышления, разные взгляды на человека и человеческий организм. Сравнивать и выбирать. Это важно.
Что могу добавить о себе? Основная сфера моих интересов — это желание понять, как оно всё устроено. «Всё» — это всё, что касается тела и движения. Я около пятнадцати лет занималась йогой и вначале, как и многие, повторяла за учителями то, что они говорили и, главное, верила в это. Но как только начала преподавать сама, очень быстро убедилась, что слова — это одно, а на самом деле происходит много разного и непонятного, а результат часто противоположен ожиданиям. Параллельно этому я начала преподавать танец живота, заниматься массажем и вопросов стало ещё больше. Поиск ответов и привёл меня туда, где я сейчас нахожусь.
О проекте
Проект «Анатомия движения» — это попытка развивать и распространять, насколько это возможно, метод Фельденкрайза, поскольку именно Моше Фельденкрайз, его система, его взгляды на движение и обучение, дали мне больше всего ответов и привели, в итоге, к тем результатам, которые были мне нужны.
Надо признать, что авторский проект родился не от хорошей жизни. К тому времени, когда в России появились первые, обученные за рубежом, фельденкрайз-практики, я уже 15 лет практиковала сама и 10 лет преподавала метод. На тот момент у меня было много вопросов, большая потребность в профессиональном сообществе и на какой-то миг показалось, что мечты сбываются, но…
Во-первых, оказалось, что в среде профессионалов опыт самостоятельного постижения метода приравнивается к шарлатанству и я не имею права называть то, чем я занимаюсь, методом Фельденкрайза. Это было обидно, согласиться с таким поворотом дел я не могла, и тогда у моей деятельности появилось другое название: «Анатомия движения».
Во-вторых, вопросы оставались без ответов. Меня беспокоили некоторые странные эффекты, возникавшие у некоторых людей во время или после практики: озноб, вялость, тошнота, внезапные эмоции — часто отрицательные. Что это? С чем связано? Можно ли этого избежать? На эти вопросы ответов не было ни у кого. Многие практики старательно дистанцировались от таких вопросов или даже отрицали существование подобных эффектов. И тогда я стала искать других специалистов, изучать другие методы и развивать исследовательскую часть проекта. Нашлись люди, которым это тоже стало интересно и вот уже больше трёх лет мы работаем вместе. Небольшую часть полученных материалов, связанную с исследованием психологических функций, мы с коллегами систематизировали и опубликовали (их можно найти на нашем сайте). Работа продолжается и другие материалы ждут своей очереди.
В-третьих: теория метода была откровенно слаба. На сегодня, многое из того, что говорится и пишется о методе Фельденкрайза, о том, как и почему это работает, меня не устраивает. Насколько я понимаю, сам Фельденкрайз, описывая свой метод, ориентировался на самую широкую аудиторию и не считал нужным ссылаться на те научные труды, которые стали пищей для его ума. В его объяснениях много личного опыта, знаний и жизненной мудрости, которыми часто не обладают те, кто идёт следом. Просто повторять слова Фельденкрайза большого смысла нет, на мой взгляд. Моя позиция следующая: если я говорю, что мозг управляет движением, значит, мне надо знать, как он это делает. Если я не хочу или не могу понять, как работает мозг, значит, мне надо оставить псевдонаучную риторику и работать на феноменологическом уровне. Такой подход также имеет право на существование и в нём очень сильны восточные практики, но у них и слова, и мышление совсем другие. Моё мнение: понятийный словарь очень важен и во многом именно он определяет мышление. Я выбираю научный подход, логику, разбираюсь с механизмами управления движениями и делюсь своими открытиями и находками со всеми, кому это также может быть интересно. Помогает мне в этом мой муж, Евгений Королёв. Именно он находит, сканирует, редактирует и выкладывает в общий доступ нужные тексты, заботясь о том, чтобы всё было в наилучшем качестве. Это очень большой труд, учитывая, что тексты большие, сложные, с иллюстрациями, таблицами и формулами. И этот труд приносит свои плоды: всё больше людей, работающих в сфере движения, интересуются открытиями наших великих соотечественников: Н. Бернштейна, Л. Выготского, А. Леонтьева, А. Лурии и других.
И, наконец, в-четвёртых: недостатки обучения. Моё мнение таково: человеку, работающему с телом и движением, необходимо знать анатомию. Тем не менее, знание анатомии не считается обязательным для фельденкрайз-практиков, телесно-ориентированных психотерапевтов, тренеров, преподавателей йоги, танцев, цигун и других. Это значит, что в программах обучения этим дисциплинам анатомии либо вовсе нет, либо курсы небольшие и поверхностные, больше направленные на запоминание названий мышц и не дающие понимания работы тела. Встаёт вопрос: где и как изучать анатомию тем, кто ощутил её необходимость? Анатомички недоступны, атласы и учебники по анатомии пугают обилием подробностей. Так родилась обучающая программа «Анатомия движения для профессионалов». На этом курсе мы изучаем анатомию через лепку, рисунок, движение. Эта программа — моя гордость. На базе этой программы сейчас начинается ещё один исследовательский проект под рабочим названием «Анатомия движения. Продолжение». Участниками этого проекта стали специалисты, выпускники программы «Анатомия движения для профессионалов», заинтересованные в исследовании эффективности применения метода Фельденкрайза в своих практиках. Это йога, пилатес, фитнес, реабилитация, психотерапия.
Также мы проводим семинары для широкой публики, есть возможность посетить индивидуальные занятия со мной или заниматься самостоятельно дома по аудиоурокам.
Есть у нас и печатная продукция: небольшая брошюра «Магия маленьких движений» и десяток наборов карточек с нашими комплексами упражнений на все случаи жизни. Дизайн сайта и печатной продукции делает моя дочь, художник и графический дизайнер Sasha Takloo и делает это очень хорошо.
Королёва Н. Н.
Обо мне и о проекте