ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903–1979) — психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). В 1924 окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924–31 гг. вёл научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н. К. Крупской), в 1931–1935 гг. — в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический институт). В 1936–1956 гг. — в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны — начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 — профессор МГУ, с 1950 — зав. кафедрой психологии, с 1966 — декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950–1957) и вице-президент (1959–1961) АПН РСФСР.
Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (её генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших её новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным.
Сочинения:
- Избранные психологические произведения, т. 1–2. — М., 1983;
- Развитие памяти., М., 1931;
- Восстановление движения: психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения. — М., 1945 (в соавт. с А. В. Запорожцем);
- Очерк развития психики. — М.,1947;
- Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.–Л., 1948;
- Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950;
- Умственное развитие ребенка. — М., 1950;
- Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.);
- Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973;
- Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977;
- Проблемы развития психики. — М., 1981;
- Категория деятельности в современной психологии // Вопр. психологии, 1979, № 3;
- Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1990 (соавт.).