Учебный курс
«Анатомия движения для профессионалов»
сезона 2024/25
(подробности и регистрация)
Курс «Анатомия движения для профессионалов» — это возможность познакомиться с методом Фельденкрайза через призму анатомии, биомеханики и психологии.
Людям, профессионально занимающимся движением (тренерам по фитнесу и пилатесу, инструкторам йоги, мягкой школы и т. п.), наш курс даст возможность углубить свои знания по анатомии и овладеть новыми инструментами для работы с клиентами. Изучающим Соматику Ханны или метод Фельденкрайза, тем, кто собирается сделать этот метод своей профессией, наш курс поможет получить базовые знания по анатомии, необходимые для такой работы, и освоить начальные навыки работы с телом. Опыт показал, что врачам и инструкторам ЛФК, остеопатам, телесно-ориентированным психотерапевтам этот курс также очень интересен, поскольку расширяет их представление о теле, движении и психике.
Чем отличается наш курс
Цель курса — научиться понимать движение и работать с ним. Практика показала, что даже добросовестное изучение учебников и атласов мало что даёт в плане освоения анатомии: плоские картинки зачастую так и остаются плоскими картинками, давая очень смутное представление о живом теле. Мы же изучаем анатомию активно: мы лепим, рисуем и двигаемся для того, чтобы лучше понять тело, его двигательные функции. Мы включаем в процесс познания много личного сенсорного опыта — осязательного, зрительного, моторного. Нам удалось пробудить живой интерес к анатомии, превратить изучение сухого и трудноусвояемого материала в самостоятельное творческое исследование. Основной итог прохождения этого курса — возможность активно использовать полученные знания в собственной практике и работе с клиентами.
Несмотря на то, что в названии курса есть слова «для профессионалов», нет никаких препятствий к тому, чтобы на курсе могли обучаться энтузиасты, интересующиеся проблемами улучшения движения, решающие конкретные двигательные проблемы — свои и своих близких. От поступающих на курс не требуются какие-либо знания по анатомии или умение рисовать и лепить. Также не важна физическая подготовка: движения, используемые на курсе, доступны практически всем.
Этапы большого пути
Вначале — кости и связки. Кости — основа биомеханики нашего тела. Развивая понимание того, как устроен скелет, в каких направлениях двигаются основные рычаги, как импульс движения может распространяться по костям, мы создаём базу для дальнейшего изучения мышц и движения в целом. По моему опыту, изучение мышц без этой базы малоэффективно и создаёт у студентов очень много трудностей в понимании движения. Для изучения костей мы используем лепку, рисование и движение. Лепка даёт студентам возможность побыть в роли демиургов, самостоятельно, собственными руками воспроизводя природную форму костей, чувствуя их объём, массу. И уже на этом этапе возникает много личных открытий, углубление понимания того, что, кажется, было давно известно.
Затем мы изучаем взаимодействие костей, работая с движением: исследуем подвижность суставов, передачу импульсов движения вдоль кинематических цепочек. На этом этапе у нас много работы с собой и с партнёром в традициях метода Фельденкрайза. Навыки, приобретённые на этом этапе, специалисты сразу могут использовать в своей работе.
Далее мы используем рисунок для аналитической работы (видение скелета, направления основных осей, перекосов и тяг), уточнения и прояснения деталей, развития навыков наблюдателя. Всё это, в итоге, создаёт хорошую основу для дальнейшей работы с мышцами.
Второй этап — изучение мышц — включает в себя рисование, моделирование на скелете с помощью цветных ленточек, изучение процесса созревания (в каком возрасте, при освоении каких движений и в связи с какими темами психологического развития мышцы включаются и используются), движение. Изучая мышцы в движении, мы работаем в традициях метода Фельденкрайза и используем много игровых моментов.
В итоге, у студентов на этом этапе появляются рабочие инструменты для работы с детьми и взрослыми. Изучение психологического содержания мышц (в концепции Бодинамики Лизбет Марчер) создаёт целостное представление о теле и его связях с психикой.
Третий этап — собственно движение и выработка двигательного навыка. Теоретическая основа третьей части — физиология активности Н. Бернштейна (в соответствии с которой построен весь курс анатомии), его же теория о построении движений, педагогическая психология Л. Выготского. Практическая часть целиком основана на методе Фельденкрайза. Обучение проходит в формате решения различных двигательных задач, например: как улучшить паттерн ходьбы или увеличить объём движения в плечевом суставе. К этому времени студенты уже готовы самостоятельно решать несложные задачи, продолжают совершенствовать свои навыки и набирать дальнейший инструментарий для работы.
Отзывы наших выпускников
«Это революционная методика в изучении анатомии. Постепенно меняется ощущение своего тела, каждое движение обретает объём. Начинаешь дифференцировать работу отдельных мышц и чувствовать связь между ними. Для меня очень важна логика в подборе последовательности упражнений — постепенно она начинает выстраиваться в голове. Это важно в работе с клиентами.»
«В итоге всей программы я стал более осознанно работать с пациентами. Научился больше „включать“ в движения пациентов их ощущения себя в пространстве. Стал добиваться меньшими усилиями, как для себя, так и для других, двигательных решений.»
«Прошёл страх перед предметом Анатомия. Открыла для себя СЕБЯ как Вселенную, где всё связано, структурировано. Появилось огромное желание изучать дальше и куча вопросов. Гениальная форма подачи: зрение, осязание, делание, движение. Главное – чувствование своего тела и тела другого человека.»
«Программа курса дала представление о строении тела, о взаимодействии мышц в движении. Появилась большая уверенность в своих действиях по отношению к клиентам. Понравилось построение курса — сочетание лепки, рисунка и движения даёт возможность посмотреть на структуру с разных сторон, что приводит к более объёмному видению и пониманию.»
«Прежде всего, я поняла, как те кости, которые нам приходилось лепить и рисовать, располагаются во мне. Что они не плоские, как в учебниках, что они определённого веса, с выемками и утолщениями и всё это нужно для определённых функций. Ощущение и чёткое представление этих костей в себе очень понравилось. Когда понимаешь, как они двигаются, движение само выполняется качественнее. Второе, что стало важным — взаимодействие этих костей в движении.»
«Спасибо за отточенную подачу знаний, за умение пощупать, порисовать, потрогать удивительную Вселенную тела, в очередной раз удивиться и получить порцию вдохновения для продвижения вперёд.»
«Нравится, что все семинары насыщены теорией, практикой, результатами по оздоровлению. Уже знакомые, практикуемые уроки подаются по-новому, с акцентом на анатомию. Работа в парах хороша и для изучения себя и партнёра, и для установления дружеских отношений. Техническое сопровождение на высоте, Евгений создаёт деловую и теплую обстановку.»
«Я получила много новой для себя информации и четко вижу путь, направление, в котором бы хотелось развиваться дальше. Думаю, двигаясь небольшими шагами, можно (и я начинаю) сходить с проторенной дороги и пробовать идти новым путём. Это очень обширная и интересная тема. Очень интересно переплетение с бодинамическим подходом. Спасибо за душевную атмосферу, замечательную и понятную подачу информации.»
«Э. Стилл, основатель остеопатии, повторял: „Анатомия, анатомия и ещё раз анатомия“, — это база для всех практикующих специалистов по движению. Было интересно лепить и рисовать, получила четкую визуализацию работы мышц и почувствовала кости. Предложенные упражнения просты, приятны, создают ощущение лёгкости в теле. На занятиях спокойная дружелюбная обстановка. Спасибо Наталье и Евгению за организацию проекта!»
Приглашаем вас на учебный курс
«Анатомия движения для профессионалов»!
Фотографии: Королёв Евгений.
О нашем учебном курсе