Бальзак О. Теория походки «Почему ходьба человека никого не занимает, почему все предпочитают изучать ход светил?» Это эссе Бальзака — шутливая стилизация под классический научный трактат.
Теория походки «Почему ходьба человека никого не занимает, почему все предпочитают изучать ход светил?» Это эссе Бальзака — шутливая стилизация под классический научный трактат.
Березкина-Орлова В. Б. Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Степанова В. А.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Степанова В. А.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
Бернштейн Н. А. Биодинамика стартовых движений Статья была опубликована в журнале «Теория и практика физической культуры» в 1947 г. Кое-что о письме и о почерке В статье, опубликованной в журнале «Наука и жизнь» в 1964 г., автор рассуждает о механизмах письма, попутно вводя основные идеи своей теории построения движений. Для широкого круга читателей. Некоторые данные по биодинамике бега выдающихся мастеров (1) Часть первая: «Опорная динамика бега» Некоторые данные по биодинамике бега выдающихся мастеров (2) Часть вторая: «Динамика ноги при беге»
Биодинамика стартовых движений Статья была опубликована в журнале «Теория и практика физической культуры» в 1947 г.
Кое-что о письме и о почерке В статье, опубликованной в журнале «Наука и жизнь» в 1964 г., автор рассуждает о механизмах письма, попутно вводя основные идеи своей теории построения движений. Для широкого круга читателей.
Гессен С. И. Система Монтессори Глава из книги «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» о роли и месте развития ощущений в процессе воспитания. Полезна тем, кто учит, и тем, кто учится.
Система Монтессори Глава из книги «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» о роли и месте развития ощущений в процессе воспитания. Полезна тем, кто учит, и тем, кто учится.
Гинсбург К. Бернштейн и Фельденкрайз — отцы науки о движении Рецензия на книгу «О ловкости и её развитии» Н. А. Бернштейна, вышедшую на английском языке. Фельденкрайз: мозг и упорядочение хаоса Мы рождаемся, наделенные огромным количеством нервных клеток, образующих неограниченное количество взаимосвязей; это делает ситуацию совершенно хаотической и неуправляемой. Вследствие способности системы к самоорганизации через несколько месяцев после рождения нервная система создает полезные структуры, направляющие энергию системы на совершение необходимых для нее действий. В этом смысле живой организм, обладающий мозгом, — самый замечательный организатор хаоса во Вселенной. Красота работ Фельденкрайза заключается в том, что они дают нам возможность почувствовать и осознать, что мы можем свободно создавать любые конструкции, наиболее подходящие нам в данный момент. Наша система всегда готова к постоянной трансформации, позволяющей гармонично соответствовать окружающей среде.
Бернштейн и Фельденкрайз — отцы науки о движении Рецензия на книгу «О ловкости и её развитии» Н. А. Бернштейна, вышедшую на английском языке.
Фельденкрайз: мозг и упорядочение хаоса Мы рождаемся, наделенные огромным количеством нервных клеток, образующих неограниченное количество взаимосвязей; это делает ситуацию совершенно хаотической и неуправляемой. Вследствие способности системы к самоорганизации через несколько месяцев после рождения нервная система создает полезные структуры, направляющие энергию системы на совершение необходимых для нее действий. В этом смысле живой организм, обладающий мозгом, — самый замечательный организатор хаоса во Вселенной. Красота работ Фельденкрайза заключается в том, что они дают нам возможность почувствовать и осознать, что мы можем свободно создавать любые конструкции, наиболее подходящие нам в данный момент. Наша система всегда готова к постоянной трансформации, позволяющей гармонично соответствовать окружающей среде.
Горина Г. Б. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». О работе в группе «Собборус — Анатомия движения» О жизни и работе исследовательской группы, о феномене и значении проектной деятельности.
Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
О работе в группе «Собборус — Анатомия движения» О жизни и работе исследовательской группы, о феномене и значении проектной деятельности.
Евлампиева М. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Березкина-Орлова В. Б., Королёва Н. Н., Степанова В. А.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Березкина-Орлова В. Б., Королёва Н. Н., Степанова В. А.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
Калачёва С. И. Дары эго-функции Связь Личный опыт проживания эго-функции Связь, полученный в исследовательской группе психологов.
Дары эго-функции Связь Личный опыт проживания эго-функции Связь, полученный в исследовательской группе психологов.
Королёв Е. В. Бернштейн и время волков О разгроме советской физиологии и судьбе Н. А. Бернштейна. Биомеханика: степени свободы Всё, что вы хотели об этом знать, но не знали, что вы этого хотите. Обратная связь Принцип обратной связи: от станков и роботов к биомеханике. Оси и плоскости Пространственные термины и понятия анатомии Пять лет сайта a-mov.ru и десять лет нашего сайтостроения Воспоминания программиста.
Королёва Н. Н. Вариативность в практике осознавания Очень многих завораживает изумительная грация кошек и бесконечная ловкость обезьян. И те, и другие учатся двигаться и оказываются в этом успешнее человеческих детёнышей. Почему? Внешний слой Попытка осмыслить тему границ вообще и психологических границ в частности. Метафора внешнего слоя и описание строения и функций плазматической мембраны дали нам ключ, который мы успешно использовали, исследуя эго-функцию Границы в нашем проекте «Собборус — Анатомия движения». Восстанавливаем гибкость коленей Магия Маленьких Движений — миникомплексы для ежедневной практики. Глаза, поза и движение Рассказ о том, как движения глаз, направление взгляда связаны с общим тонусом мышц шеи и туловища, осанкой и движением, и как эту связь можно использовать в обучении. Голова, грудь, таз. Часть 1 Этот несложный комплекс поможет вам исследовать свои стереотипы движения, почувствовать, как движения таза влияют на грудную клетку и движения головы, как энергия может блокироваться и как передаваться по частям тела, как согласованные действия всей структуры делают движение эффективным, а усилия минимальными. Голова, грудь, таз. Часть 2 Вторая часть комплекса. Грудная клетка и дыхание Комплекс направлен на исследование своих привычек в области дыхания и расширение набора дыхательных паттернов. Может быть использован для улучшения звучания голоса, исправления осанки, для обучения раздельным управлением диафрагмой и мышцами брюшной стенки и т. п. Два гения Николай Бернштейн — «скромный офицер разведки в действующей армии науки», как он сам себя называл, практически в одиночку совершивший огромный прорыв не только в физиологии движений, но и в мышлении, в понимании жизни в целом, и Моше Фельденкрайз, создавший уникальную по простоте и эффективности систему двигательного переобучения под общим названием «Осознавание через движение». Договор как модель потребного будущего Согласно теории Н. Бернштейна, организм не просто реагирует на среду — он активно её преобразует в соответствии со своими задачами. Для этого преобразования у него должна быть цель или модель потребного будущего. Наметить цель означает создать в какой-то форме образ того, чего еще нет, но что должно быть. Как мы исследовали эго-функцию Связь. Отчёт руководителя Опыт применения метода Фельденкрайза для углубления понимания роли мышц и движения в психотерапии в парадигме Бодинамики Л. Марчер. Комплекс для расслабления Этот комплекс можно использовать для расслабления после физической или эмоциональной нагрузки; перед сном – для лучшего засыпания и более полного отдыха; для улучшения состояния поясницы в случае, если вам достаточно комфортно лежать на спине с выпрямленными ногами; для входа в шавасану или йога-нидру. Лёгкое сгибание Качать мышцу́ или улучшать координацию? Вот в чём вопрос. Лишние усилия Усилие, не ставшее движением, переходит в тепло и механическую работу по разрушению тех структур, где оно возникло. Метод Фельденкрайза и Соматика Томаса Ханны Меня часто спрашивают, чем Соматика Томаса Ханны отличается от метода Фельденкрайза. Попробую ответить на этот вопрос в силу собственного разумения. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы». Николай Бернштейн, Норберт Винер и Моше Фельденкрайз Тайны живого движения в трудах Н. А. Бернштейна. О методе Фельденкрайза Тысяча первый раз о методе. Кратко. Обо мне и о проекте Автор сайта — о себе и своём деле. Ода расслаблению Расслабление — процесс активный и его надо тренировать как навык. Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Березкина-Орлова В. Б., Евлампиева М. В., Степанова В. А.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения». Освобождаем плечи Магия Маленьких Движений — миникомплексы для ежедневной практики. От деградирующего навыка к самосовершенствующемуся Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения? Педагогика и спорт Все большие учителя раз за разом приходят к одному и тому же — если человека надо чему-то научить, его, прежде всего, надо научить чувствовать. Помогаем тазобедренным суставам Магия Маленьких Движений — миникомплексы для ежедневной практики. Попытка не пытка Как заниматься самостоятельно. Программа курса «Анатомия движения» Особенность курса в том, что мы изучаем скелет через лепку и рисунок, мышцы учимся чувствовать в движении. Разгружаем поясницу за рабочим столом Магия Маленьких Движений — миникомплексы для ежедневной практики. Реакция предустановки, или Почему кошка прыгает не сразу Два слова о паузе между намерением и действием. Стоять не уставая Этот комплекс направлен на поиск равновесия в положении стоя. Если вы найдёте способ раскачиваться удобно и легко, то поймёте, насколько комфортной может быть вертикальная поза. Важно не спешить и внимательно прислушиваться к своим ощущениям. Увеличиваем подвижность шеи Магия Маленьких Движений — миникомплексы для ежедневной практики.
Вариативность в практике осознавания Очень многих завораживает изумительная грация кошек и бесконечная ловкость обезьян. И те, и другие учатся двигаться и оказываются в этом успешнее человеческих детёнышей. Почему?
Внешний слой Попытка осмыслить тему границ вообще и психологических границ в частности. Метафора внешнего слоя и описание строения и функций плазматической мембраны дали нам ключ, который мы успешно использовали, исследуя эго-функцию Границы в нашем проекте «Собборус — Анатомия движения».
Глаза, поза и движение Рассказ о том, как движения глаз, направление взгляда связаны с общим тонусом мышц шеи и туловища, осанкой и движением, и как эту связь можно использовать в обучении.
Голова, грудь, таз. Часть 1 Этот несложный комплекс поможет вам исследовать свои стереотипы движения, почувствовать, как движения таза влияют на грудную клетку и движения головы, как энергия может блокироваться и как передаваться по частям тела, как согласованные действия всей структуры делают движение эффективным, а усилия минимальными.
Грудная клетка и дыхание Комплекс направлен на исследование своих привычек в области дыхания и расширение набора дыхательных паттернов. Может быть использован для улучшения звучания голоса, исправления осанки, для обучения раздельным управлением диафрагмой и мышцами брюшной стенки и т. п.
Два гения Николай Бернштейн — «скромный офицер разведки в действующей армии науки», как он сам себя называл, практически в одиночку совершивший огромный прорыв не только в физиологии движений, но и в мышлении, в понимании жизни в целом, и Моше Фельденкрайз, создавший уникальную по простоте и эффективности систему двигательного переобучения под общим названием «Осознавание через движение».
Договор как модель потребного будущего Согласно теории Н. Бернштейна, организм не просто реагирует на среду — он активно её преобразует в соответствии со своими задачами. Для этого преобразования у него должна быть цель или модель потребного будущего. Наметить цель означает создать в какой-то форме образ того, чего еще нет, но что должно быть.
Как мы исследовали эго-функцию Связь. Отчёт руководителя Опыт применения метода Фельденкрайза для углубления понимания роли мышц и движения в психотерапии в парадигме Бодинамики Л. Марчер.
Комплекс для расслабления Этот комплекс можно использовать для расслабления после физической или эмоциональной нагрузки; перед сном – для лучшего засыпания и более полного отдыха; для улучшения состояния поясницы в случае, если вам достаточно комфортно лежать на спине с выпрямленными ногами; для входа в шавасану или йога-нидру.
Лишние усилия Усилие, не ставшее движением, переходит в тепло и механическую работу по разрушению тех структур, где оно возникло.
Метод Фельденкрайза и Соматика Томаса Ханны Меня часто спрашивают, чем Соматика Томаса Ханны отличается от метода Фельденкрайза. Попробую ответить на этот вопрос в силу собственного разумения.
Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Лямина Е. С., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Николай Бернштейн, Норберт Винер и Моше Фельденкрайз Тайны живого движения в трудах Н. А. Бернштейна.
Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Березкина-Орлова В. Б., Евлампиева М. В., Степанова В. А.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
От деградирующего навыка к самосовершенствующемуся Почему западный спортсмен в 30 лет уже практически инвалид, а восточный мастер боевых искусств только к 60 годам достигает полного расцвета? Может, дело в разнице обучения?
Педагогика и спорт Все большие учителя раз за разом приходят к одному и тому же — если человека надо чему-то научить, его, прежде всего, надо научить чувствовать.
Программа курса «Анатомия движения» Особенность курса в том, что мы изучаем скелет через лепку и рисунок, мышцы учимся чувствовать в движении.
Разгружаем поясницу за рабочим столом Магия Маленьких Движений — миникомплексы для ежедневной практики.
Реакция предустановки, или Почему кошка прыгает не сразу Два слова о паузе между намерением и действием.
Стоять не уставая Этот комплекс направлен на поиск равновесия в положении стоя. Если вы найдёте способ раскачиваться удобно и легко, то поймёте, насколько комфортной может быть вертикальная поза. Важно не спешить и внимательно прислушиваться к своим ощущениям.
Левин К. Военный ландшафт От чего зависит нашего восприятие? Насколько оно может быть гибким и изменчивым? Как на него влияют знания, опыт и текущие события? Всё это вопросы данной статьи. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии Думать, как и двигаться, можно по-разному. Этот факт стоит внимания не только учёного, но и обычного человека. В образ себя, о котором писал М. Фельденкрайз, входит движение, чувствование и мышление, и всё это требует осознавания.
Военный ландшафт От чего зависит нашего восприятие? Насколько оно может быть гибким и изменчивым? Как на него влияют знания, опыт и текущие события? Всё это вопросы данной статьи.
Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии Думать, как и двигаться, можно по-разному. Этот факт стоит внимания не только учёного, но и обычного человека. В образ себя, о котором писал М. Фельденкрайз, входит движение, чувствование и мышление, и всё это требует осознавания.
Лямина Е. С. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Сергеева С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Майерс Т. Интеграция позвоночника в положении сидя Глава из книги Томаса Майерса «Анатомические поезда»: короткий урок того, как приучить себя правильно сидеть на стуле и за партой, найдя удобную осанку в положении сидя и задействуя при движениях в этом положении позвоночник целиком.
Интеграция позвоночника в положении сидя Глава из книги Томаса Майерса «Анатомические поезда»: короткий урок того, как приучить себя правильно сидеть на стуле и за партой, найдя удобную осанку в положении сидя и задействуя при движениях в этом положении позвоночник целиком.
Найдин В. Л. Чудо, которое всегда с тобой Воспоминания о Н. А. Бернштейне и популярное изложение его идей в статье проф. В. Л. Найдина, врача-нейрореабилитолога и писателя. Статья была опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 1976 году.
Чудо, которое всегда с тобой Воспоминания о Н. А. Бернштейне и популярное изложение его идей в статье проф. В. Л. Найдина, врача-нейрореабилитолога и писателя. Статья была опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 1976 году.
Сергеева С. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Хлюстов Г. В.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Степанова В. А. Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Березкина-Орлова В. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
Описание эго-функции Границы. Добавления к бодинамическому взгляду. (Соавторы: Березкина-Орлова В. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н.) Результаты работы проекта «Собборус — Анатомия движения».
Талис В. Л. Доктор, который любил паровозики Предисловие к книге автора-составителя. Книга пока не издана.
Фельденкрайз М. Внимание и ощущения Эту небольшую лекцию с сиюминутной практической демонстрацией М. Фельденкрайз прочитал на одном из своих уроков «Челюсть, язык и агрессия». В ней он показывает связь ощущений и внимания при выполнении различных действий. Понимание этой связи делает успешным любое обучение. Мадам Монтессори, физиолог по образованию и врач по профессии, с успехом использовала эти принципы при обучении умственно отсталых детей, которые при её умном и милосердном попечении учились не хуже нормальных. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Выявление маленьких различий «Обычно очень трудно стронуть лёд...» В этой небольшой лекции Мойше легко, «на пальцах», с искрящимся юмором пытается донести до нас самую суть своего метода. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера». Движения глаз организуют движение тела Здесь вы узнаете, как движение глаз координирует движение тела, и как они связаны с движениями мышц шеи. Проверка связи между глазами и шейными мышцами улучшает управление движениями тела и делает их легче. Движение глаз в направлении, противоположном движению тела, создает дополнительные возможности, о которых многие не подозревают. Эти упражнения расширяют спектр действия и помогают избавиться от ложных привычек. Вы также научитесь различать мышцы, управляющие движениями глазных яблок, и мышцы, управляющие зрением более специфическим образом. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Дифференциация тазовых движений с помощью воображаемых часов В этом уроке вы заметите излишние бессознательные усилия мышц таза и научитесь более тонко управлять положением таза, а также улучшите положение позвоночника. Вы сможете лучше координировать движения головы и туловища, а также двигать ими в противоположных направлениях. Благодаря этому улучшатся вращательные движения позвоночника в положении стоя. При примитивных движениях глаза, голова и туловище поворачиваются вправо и влево одновременно. Осознавание этой тенденции позволяет поворачивать их по отдельности или в разных сочетаниях, делая повороты легче или увеличивая угол поворота. Вы также изучите связь между ощущением, вызванным движением тела, и положением конечностей в пространстве. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Дифференциация частей и функций в дыхании Теперь вы научитесь распознавать движения ребер, диафрагмы и живота, чтобы совершенствовать дыхание. Хорошая организация этих мышц необходима для того, чтобы легко и глубоко дышать. Вы научитесь распознавать разницу в длительности периодов вдоха и выдоха, поймете, что процесс дыхания приспосабливается к положению тела в поле тяготения. Нижние ребра двигаются больше, чем верхние и играют в дыхании более важную роль. Наконец, вы увидите, что дыхание становится легче и ритмичнее, когда тело поддерживается прямо без сознательного усилия, то есть, когда весь вес приходится на скелетную структуру. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Зачем нужна пауза после действия Для того, чтобы изменения стали возможны, важно обращать пристальное внимание на каждое улучшение и ассимилировать его после каждого ряда движений. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Координация сгибателей и разгибателей Этот урок научит вас увеличивать напряжение выпрямляющих мышц спины. Вы узнаете, что продолжающееся натяжение сгибателей (мышц живота) увеличивает тонус разгибателей спины. Вы сможете удлинить мышцы, поворачивающие тело. Удлинение разгибателей затылка посредством активации их антагонистов в передней части шеи улучшит равновесие головы в положении стоя. Вы также улучшите дифференциацию движения головы и туловища. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Мышление и дыхание Многие методики используют совершенствование дыхания как ключ к совершенствованию личности. Дыхание изменяется, когда мы сомневаемся, когда нас что-то интересует, когда мы пугаемся, тревожимся, колеблемся, пытаемся что-то сделать. На дыхание влияют разные факторы, от полной задержки до поверхностного и быстрого дыхания, когда кажется, что «не хватает воздуха». Многие люди не используют возрастание жизненных сил, которое можно получить от полного и регулярного дыхания в соответствии с нервной и физической структурой человека; многие даже не знают, что это такое. В этом уроке мы попробуем овладеть формой дыхания, которая легко превращается в привычку и увеличивает способности человека в целом. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Некоторые фундаментальные свойства движения Этот урок научит вас распознавать некоторые фундаментальные свойства сознательного управления мышцами. Вы обнаружите, что трех десятков медленных, легких и коротких движений достаточно, чтобы изменить фундаментальный тонус мышц, то есть степень их напряжения перед волевой активацией. Изменения тонуса, возникнув в определенном месте, распространяются по той половине тела, часть которой задействована. Движение становится простым и легким, когда основную работу делают крупные мышцы центра тела, а конечности только направляют кости к цели. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». О гармоничном развитии Воспитатели, педагоги и родители редко задумываются о гармоничном развитии себя и своих подопечных. Так что эта статья будет полезна всем. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». О роли самовоспитания и самообразования Большинство людей делает попытку улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не осознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких недостатков, которые он заметил. Все, что сказано в этой статье, адресовано как раз этому среднему человеку — тому, кто полагает, что все это его не касается. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». О системе дыхания Большая часть мышц дыхательной системы связана с шейными и поясничными позвонками, поэтому влияет на устойчивость и положение позвоночника и, наоборот, положение позвоночника влияет на качество и скорость дыхания. Таким образом, хорошее дыхание означает хорошую позу, а хорошая поза означает хорошее дыхание. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». О функциональной интеграции Функциональная интеграция — краеугольный камень метода Фельденкрайза. Под функцией подразумевается всё, что вы делаете — ходьба, сидение, стояние, дыхание. Функция интегрируется тогда, когда вы всецело поглощены её выполнением и не создаёте собственных помех. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Образ себя Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем в соответствии с образом себя. Образ себя состоит из четырех компонентов — это движение, ощущение, чувство и мышление. С помощью непривычных движений легко убедиться, что наш образ себя в целом далек от предполагаемой полноты и точности. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Осознавание частей, находящихся вне сознания, с помощью средств, подвластных сознанию У каждого человека в теле есть части, которые он полностью осознает, и части, с которыми он не вполне знаком. Например, почти каждый человек осознает губы и кончики пальцев лучше, чем затылок и подмышки. Полный и однородный образ себя, сознавание всех частей тела — ощущений, чувств и мыслей — это идеал, который до сих пор труднодостижим. В этом уроке предлагается техника пополнения образа себя с помощью сопоставления ощущений в частях тела, которые человек осознает, и тех, которые он не осознает. Этот опыт поможет осознать те части тела, которые не используются в обычных сознательных действиях. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Посадка головы влияет на состояние мускулатуры При выполнении упражнений из этого урока мы почувствуем, как зависят мышцы всего тела от работы мышц головы и шеи. Чем свободнее и легче становятся движения головы и чем лучше она может повернуться, тем легче становится повернуть все тело настолько, насколько это анатомически возможно. Вы обнаружите немедленное действие воображаемых движений и научитесь различать проецируемый образ действия и реальное выполнение действия, и от этого улучшится градация мышечного усилия при более тонких мышечных действиях. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Пространственные отношения как средство координации действия В этом уроке вы увидите, что сознательное внимание к пространственным отношениям между движущимися конечностями делает движение скоординированным и плавным; если систематически уделять внимание тому, чтобы прочувствовать части тела, это может избавить их от лишнего напряжения. Механическое действие ничему не учит, не увеличивает способности. Обычные движения, выполненные другим образом, часто становятся лишь проявлением плохой координации, а не увеличивают индивидуальные способности. В действительности, когда движение улучшается, оно все более приближается к обычным, естественным движениям. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Совершенствование образа себя В этом уроке вы научитесь использовать определенную группу мышц для совершения особых движений в различных положениях тела. Суставы, которые вы будете использовать, станут более подвижными и в течение часа достигнут максимального уровня гибкости. Вы увидите, как влияет голова на напряжение мышц, как воображаемые движения воздействуют на реальные движения, научитесь исключать вербализацию в воображаемом движении — и все это поможет вам усовершенствовать образ себя. Вы научитесь также передавать улучшение, активно приобретенное одной стороной тела, другой стороне, не участвовавшей в активных действиях, не принимавшей участия в движениях; для этого вы будете использовать только визуализацию и мысли. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Что такое хорошая поза? Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет стал поддерживать тело в поле тяготения, не расходуя энергию. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но и отвлекаются от выполнения своих основных функций — изменений положения тела, то есть движений. При неправильной позе мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить позу, важно понять, что исказило реакцию нервной системы на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на протяжении всего существования человеческого вида. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». Что такое хорошее действие? Хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и направляются единым центром. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие. Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Внимание и ощущения Эту небольшую лекцию с сиюминутной практической демонстрацией М. Фельденкрайз прочитал на одном из своих уроков «Челюсть, язык и агрессия». В ней он показывает связь ощущений и внимания при выполнении различных действий. Понимание этой связи делает успешным любое обучение. Мадам Монтессори, физиолог по образованию и врач по профессии, с успехом использовала эти принципы при обучении умственно отсталых детей, которые при её умном и милосердном попечении учились не хуже нормальных. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера».
Выявление маленьких различий «Обычно очень трудно стронуть лёд...» В этой небольшой лекции Мойше легко, «на пальцах», с искрящимся юмором пытается донести до нас самую суть своего метода. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера».
Движения глаз организуют движение тела Здесь вы узнаете, как движение глаз координирует движение тела, и как они связаны с движениями мышц шеи. Проверка связи между глазами и шейными мышцами улучшает управление движениями тела и делает их легче. Движение глаз в направлении, противоположном движению тела, создает дополнительные возможности, о которых многие не подозревают. Эти упражнения расширяют спектр действия и помогают избавиться от ложных привычек. Вы также научитесь различать мышцы, управляющие движениями глазных яблок, и мышцы, управляющие зрением более специфическим образом. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Дифференциация тазовых движений с помощью воображаемых часов В этом уроке вы заметите излишние бессознательные усилия мышц таза и научитесь более тонко управлять положением таза, а также улучшите положение позвоночника. Вы сможете лучше координировать движения головы и туловища, а также двигать ими в противоположных направлениях. Благодаря этому улучшатся вращательные движения позвоночника в положении стоя. При примитивных движениях глаза, голова и туловище поворачиваются вправо и влево одновременно. Осознавание этой тенденции позволяет поворачивать их по отдельности или в разных сочетаниях, делая повороты легче или увеличивая угол поворота. Вы также изучите связь между ощущением, вызванным движением тела, и положением конечностей в пространстве. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Дифференциация частей и функций в дыхании Теперь вы научитесь распознавать движения ребер, диафрагмы и живота, чтобы совершенствовать дыхание. Хорошая организация этих мышц необходима для того, чтобы легко и глубоко дышать. Вы научитесь распознавать разницу в длительности периодов вдоха и выдоха, поймете, что процесс дыхания приспосабливается к положению тела в поле тяготения. Нижние ребра двигаются больше, чем верхние и играют в дыхании более важную роль. Наконец, вы увидите, что дыхание становится легче и ритмичнее, когда тело поддерживается прямо без сознательного усилия, то есть, когда весь вес приходится на скелетную структуру. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Зачем нужна пауза после действия Для того, чтобы изменения стали возможны, важно обращать пристальное внимание на каждое улучшение и ассимилировать его после каждого ряда движений. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Координация сгибателей и разгибателей Этот урок научит вас увеличивать напряжение выпрямляющих мышц спины. Вы узнаете, что продолжающееся натяжение сгибателей (мышц живота) увеличивает тонус разгибателей спины. Вы сможете удлинить мышцы, поворачивающие тело. Удлинение разгибателей затылка посредством активации их антагонистов в передней части шеи улучшит равновесие головы в положении стоя. Вы также улучшите дифференциацию движения головы и туловища. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Мышление и дыхание Многие методики используют совершенствование дыхания как ключ к совершенствованию личности. Дыхание изменяется, когда мы сомневаемся, когда нас что-то интересует, когда мы пугаемся, тревожимся, колеблемся, пытаемся что-то сделать. На дыхание влияют разные факторы, от полной задержки до поверхностного и быстрого дыхания, когда кажется, что «не хватает воздуха». Многие люди не используют возрастание жизненных сил, которое можно получить от полного и регулярного дыхания в соответствии с нервной и физической структурой человека; многие даже не знают, что это такое. В этом уроке мы попробуем овладеть формой дыхания, которая легко превращается в привычку и увеличивает способности человека в целом. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Некоторые фундаментальные свойства движения Этот урок научит вас распознавать некоторые фундаментальные свойства сознательного управления мышцами. Вы обнаружите, что трех десятков медленных, легких и коротких движений достаточно, чтобы изменить фундаментальный тонус мышц, то есть степень их напряжения перед волевой активацией. Изменения тонуса, возникнув в определенном месте, распространяются по той половине тела, часть которой задействована. Движение становится простым и легким, когда основную работу делают крупные мышцы центра тела, а конечности только направляют кости к цели. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
О гармоничном развитии Воспитатели, педагоги и родители редко задумываются о гармоничном развитии себя и своих подопечных. Так что эта статья будет полезна всем. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
О роли самовоспитания и самообразования Большинство людей делает попытку улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не осознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких недостатков, которые он заметил. Все, что сказано в этой статье, адресовано как раз этому среднему человеку — тому, кто полагает, что все это его не касается. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
О системе дыхания Большая часть мышц дыхательной системы связана с шейными и поясничными позвонками, поэтому влияет на устойчивость и положение позвоночника и, наоборот, положение позвоночника влияет на качество и скорость дыхания. Таким образом, хорошее дыхание означает хорошую позу, а хорошая поза означает хорошее дыхание. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
О функциональной интеграции Функциональная интеграция — краеугольный камень метода Фельденкрайза. Под функцией подразумевается всё, что вы делаете — ходьба, сидение, стояние, дыхание. Функция интегрируется тогда, когда вы всецело поглощены её выполнением и не создаёте собственных помех. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Образ себя Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем в соответствии с образом себя. Образ себя состоит из четырех компонентов — это движение, ощущение, чувство и мышление. С помощью непривычных движений легко убедиться, что наш образ себя в целом далек от предполагаемой полноты и точности. Отрывок из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Осознавание частей, находящихся вне сознания, с помощью средств, подвластных сознанию У каждого человека в теле есть части, которые он полностью осознает, и части, с которыми он не вполне знаком. Например, почти каждый человек осознает губы и кончики пальцев лучше, чем затылок и подмышки. Полный и однородный образ себя, сознавание всех частей тела — ощущений, чувств и мыслей — это идеал, который до сих пор труднодостижим. В этом уроке предлагается техника пополнения образа себя с помощью сопоставления ощущений в частях тела, которые человек осознает, и тех, которые он не осознает. Этот опыт поможет осознать те части тела, которые не используются в обычных сознательных действиях. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Посадка головы влияет на состояние мускулатуры При выполнении упражнений из этого урока мы почувствуем, как зависят мышцы всего тела от работы мышц головы и шеи. Чем свободнее и легче становятся движения головы и чем лучше она может повернуться, тем легче становится повернуть все тело настолько, насколько это анатомически возможно. Вы обнаружите немедленное действие воображаемых движений и научитесь различать проецируемый образ действия и реальное выполнение действия, и от этого улучшится градация мышечного усилия при более тонких мышечных действиях. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Пространственные отношения как средство координации действия В этом уроке вы увидите, что сознательное внимание к пространственным отношениям между движущимися конечностями делает движение скоординированным и плавным; если систематически уделять внимание тому, чтобы прочувствовать части тела, это может избавить их от лишнего напряжения. Механическое действие ничему не учит, не увеличивает способности. Обычные движения, выполненные другим образом, часто становятся лишь проявлением плохой координации, а не увеличивают индивидуальные способности. В действительности, когда движение улучшается, оно все более приближается к обычным, естественным движениям. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Совершенствование образа себя В этом уроке вы научитесь использовать определенную группу мышц для совершения особых движений в различных положениях тела. Суставы, которые вы будете использовать, станут более подвижными и в течение часа достигнут максимального уровня гибкости. Вы увидите, как влияет голова на напряжение мышц, как воображаемые движения воздействуют на реальные движения, научитесь исключать вербализацию в воображаемом движении — и все это поможет вам усовершенствовать образ себя. Вы научитесь также передавать улучшение, активно приобретенное одной стороной тела, другой стороне, не участвовавшей в активных действиях, не принимавшей участия в движениях; для этого вы будете использовать только визуализацию и мысли. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Что такое хорошая поза? Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движений. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет стал поддерживать тело в поле тяготения, не расходуя энергию. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но и отвлекаются от выполнения своих основных функций — изменений положения тела, то есть движений. При неправильной позе мышцы выполняют часть работы костей. Чтобы исправить позу, важно понять, что исказило реакцию нервной системы на гравитацию, к которой каждая часть всей системы приспосабливалась на протяжении всего существования человеческого вида. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Что такое хорошее действие? Хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между сознательным движением и автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и направляются единым центром. Как правило, все легко выполнимые движения — хорошие. Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения — то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки. Когда деятельность освобождается от лишних усилий, возникающая в результате легкость увеличивает чувствительность и способность к различению, что делает действие еще более легким. В конце концов легкость действия превращается в новое качество, открывающее новые горизонты. Глава из книги: Фельденкрайз М. «Осознавание через движение».
Фрай Р. Лёгкие вращения Дифференцирование вращений позвоночника. Работа с позвоночником, бёдрами, поясницей, плечами, рёбрами, шеей. Прогибаемся легко Активизируем мускулатуру задней стороны тела и боремся с тенденцией укорочения (коллапса) мышц спереди. Разгибание — это укорочение спины и удлинение передней стороны тела. Так смотрят вверх или прогибаются назад. Для нашей культуры эти движения непривычны и потому это особенно ценный урок. Поскольку мы будем использовать мышцы, которые обычно используем редко, следует обратить особое внимание на медленные осознанные движения, без усилий и напряжения. Сгибаемся легко Сгибание укорачивает переднюю сторону тела и удлиняет заднюю. Поскольку стресс неизбежно вызывает сокращение и напряжение мышц, этот комплекс поможет уменьшить напряжение и беспокойство и уравновесить тело от головы до пят.
Лёгкие вращения Дифференцирование вращений позвоночника. Работа с позвоночником, бёдрами, поясницей, плечами, рёбрами, шеей.
Прогибаемся легко Активизируем мускулатуру задней стороны тела и боремся с тенденцией укорочения (коллапса) мышц спереди. Разгибание — это укорочение спины и удлинение передней стороны тела. Так смотрят вверх или прогибаются назад. Для нашей культуры эти движения непривычны и потому это особенно ценный урок. Поскольку мы будем использовать мышцы, которые обычно используем редко, следует обратить особое внимание на медленные осознанные движения, без усилий и напряжения.
Сгибаемся легко Сгибание укорачивает переднюю сторону тела и удлиняет заднюю. Поскольку стресс неизбежно вызывает сокращение и напряжение мышц, этот комплекс поможет уменьшить напряжение и беспокойство и уравновесить тело от головы до пят.
Хлюстов Г. В. Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».
Методические материалы для работы с эго-функцией «Границы» (Соавторы: Горина Г. Б., Евлампиева М. В., Королёва Н. Н., Лямина Е. С., Сергеева С.) Описание работы проекта «Собборус — Анатомия движения» с эго-функцией «Границы».