Движение тем прекраснее, чем менее мы чувствуем напряжения для его исполнения. М. Фокин. «Против течения».
Раньше мне было довольно трудно объяснять, что такое метод Фельденкрайза, для чего он нужен и как это всё работает. Особенно крепким сильным мужчинам. Маленькие движения, маленькие усилия, внимание к ощущениям — кому это нужно? Зачем? Лишние усилия? Да нет никаких лишних усилий! Попробуй, объясни...
Всё изменилось после того, как я сама начала учиться ездить на мотоцикле. На одном из первых занятий мой инструктор спросил:
— Ну как, руль тяжёлый? — вопрос звучал как-то с подвохом. Понятно, что мотоцикл не велосипед; понятно, что 200 кг это много; понятно, что руль тяжёлый.
— Да, тяжёлый. И что? — ответила я, ожидая услышать что-то вроде «а не взять ли вам, барышня, гантели...».
— Тогда смотрите. — Он сел на мотоцикл, демонстративно, свободными кольцами из двух пальцев взялся за края довольно шатких зеркал, и проехал по прямой, кругами, зигзагом. — Вот каким должно быть усилие на руле, — было его резюме, — всё остальное — лишнее!
У меня глаза на лоб полезли. Это было как раз то, чему я сама учила других людей. Но как такое может быть? Ладно — ходьба, наклоны — там понятно. Но мотоцикл... это ведь совершенно другое дело, он реально тяжёлый, руль просто не может быть лёгким! И я своими глазами вижу — может...
Объяснения оказались простыми и логичными. Новички, со страху, используют руль не для того, чтобы им рулить, а чтобы за него держаться, упираться, и всё это «от всей души». То есть, вцепляются в него как можно крепче и создают себе максимум проблем. Кроме того, оказалось, что одной рукой рулить проще, чем двумя — частенько правая рука не знает, что делает левая, и они просто мешают друг другу. Третье — своевременность реакции. Чем быстрее реакция, тем меньше усилий и размаха движения требуется для выравнивания мотоцикла. Такие вот простые секреты: опираться не на руль, а на седло, адекватно воспринимать ситуацию и реагировать вовремя.
Придя домой, я взяла крутящееся кресло, устроилась перед ним удобно, легко взялась руками за спинку и стала пробовать медленно её поворачивать. Получился такой импровизированный домашний тренажёр. Ба! Руки не слушались! Т.е., если делать это быстро и не задумываясь — всё в порядке, никаких проблем. Но если делать очень медленно и наблюдать за самым началом движения, оказывается, что руки не успевают «соображать» и изо всех сил мешают друг другу, особенно в момент смены направления. В течение пары дней я несколько раз возвращалась к своему «тренажёру» и уже на следующем занятии были заметны явные улучшения — руль стал легче!
Дальше было много всего. Но главное — система работала. Постепенно я училась чувствовать и мотоцикл, и себя на мотоцикле, и мотоцикл как себя. Вместе с этим очень много напряжения в уме и теле становилось просто ненужным.
Теперь я знаю на опыте, что руль может быть лёгким, мне знакомо это волшебное чувство — мотоцикл слушается! Я не могу ещё проехать по восьмерке, держась только двумя пальчиками за зеркала и понятно, почему: лишнее напряжение в руках — это только часть дела, необходимая, но не самая сложная. Надо ещё научиться планировать маневры во времени и пространстве, быстро реагировать, «разуть» глаза — много чего. Есть куда двигаться и к чему стремиться.
Такая вот незаконченная история.
Кажется, простая вещь — лишнее напряжение. Но как много источников, порождающих его. Я описала историю с мотоциклом, потому что она очень наглядна. На площадке, одновременно с нами, работали и другие инструктора, и можно было наблюдать картинку, гораздо более привычную: новичка сажали на мотоцикл, показывали сцепление, газ, тормоз и отправляли в самостоятельное плавание. Никаких заморочек по поводу руления, правильного сидения и прочего — авось сам приспособится и научится. И такой опыт вполне оправдан — действительно, все как-то приспосабливаются и как-то научаются. И, со временем, конечно, уже не так отчаянно вцепляются в руль, как в первый раз. Но сколько напряжения сохраняется? Сколько становится настолько привычным, что кажется нормой? Наблюдения показывают, что очень много.
Присмотримся к тому, как мы стоим или ходим. Вещи ещё более привычные, но в управлении на несколько порядков более сложные, чем управление мотоциклом. Мы обучаемся этому очень рано, очень мало и как придётся. Именно недостаток обучения — главный источник лишних усилий и лишнего напряжения. Мы привыкаем к этому и уже не замечаем. А ведь усилие, не ставшее движением, переходит в тепло и механическую работу по разрушению тех структур, где оно возникло. Есть о чём подумать.
Королёва Н. Н.
Лишние усилия