Приходит время, когда наука может заговорить о „микроскопии времени“, как выражается где-то Н. А. Бернштейн... И здесь будет новый поворот в естествознании, последствий которого предоценить мы пока и не можем, подобно тому, как современники Левенгука и Мальпига не могли предвидеть, что принесет их потомкам микроскоп. А. Ухтомский
Фундаментальные открытия Николая Бернштейна в области физиологии движений намного опередили своё время. Ярким примером практического использования этих знаний является уникальная по простоте и эффективности система двигательного переобучения Моше Фельденкрайза, названная им «Осознавание через движение». Моше Фельденкрайз, физик и инженер, обладатель чёрного пояса по дзюдо и основатель первой в Европе школы дзюдо, имел огромный личный опыт движения, опыт преподавания движения и ясный практичный ум инженера. Он, как никто, мог понять смысл открытий Н. Бернштейна — физиолога и одновременно способного математика, с юности увлекавшегося механикой.
Действительно, вопросы управления движениями, как и все вопросы управления, понятнее и ближе математикам и инженерам, нежели врачам и педагогам. Принцип обратной связи, впервые сформулированный Н. Бернштейном в 1928 г. как «принцип сенсорных коррекций», был переоткрыт математиком Норбертом Винером только 20 лет спустя. Во время второй мировой войны Винер работал над математическим аппаратом для систем наведения зенитного огня (детерминированные и стохастические модели по организации и управлению американскими силами противовоздушной обороны). Труд Винера, под названием «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», вышел в свет в 1948 году. Это стало началом взрывного развития информатики и систем управления, результаты которого сегодня мы наблюдаем в виде автоматизации и компьютеризации всего на свете.
Интересно заметить, что Моше Фельденкрайз во время войны занимался аналогичными вещами — руководил исследованиями в области борьбы с подводными лодками в британском Адмиралтействе. И для ПВО, и для противолодочной обороны важными оказываются системы управления объектами, движущимися в воздухе или воде и имеющими при этом больше двух степеней свободы, и системы слежения за такими объектами. Именно из решения таких задач выросла теория обратной связи и кибернетика в целом.
По большому счёту, сфера научных интересов Н. Бернштейна лежала в той же плоскости — его интересовало управление движением. Мышцы при этом — только сила, как с этой силой управиться — вот главный вопрос, который стоял перед учёным.
...Выработка механической энергии и целесообразное управление ею — это две совершенно раздельные задачи, которые в сложных машинах требуют не только раздельных, специализированных устройств, но нередко и независимых источников энергии для каждой из этих функций, например электрическое или пневматическое управление работой паровой машины и т. п. «Всадник» — управление — оказался и более сложной, и более важной проблемой, нежели «конь» источник рабочей энергии.
Н. Бернштейн. Управление, кодирование и моделирование в физиологии
Очевидно, что те необозримо богатые средства подвижности, которыми располагает наше тело и необъятность которых мы лишь теперь начинаем расценивать как следует, только в том случае и смогут правильно обслуживать наши потребности и не приводить к полной двигательной анархии, если каждая из степеней свободы будет оседлана и обуздана определенным видом чувствительности, который будет вести за нею ответственную слежку.
...
Координация и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т. е. превращение их в управляемые системы (курсив мой — Н. К.).
Н. Бернштейн. «О ловкости и её развитии»
Т.е., если внимательно присмотреться к самому простому привычному движению вроде протягивания руки к чашке чая, можно увидеть сложный и точный механизм наведения на цель, слежение за процессом достижения цели и управление движением системы с десятком степеней свободы.
И всей этой работой занимается наш мозг, используя в качестве источника информации все доступные ему органы чувств. Внимание — главный следящий и корректирующий инструмент и от того, насколько оно развито и как используется, зависит успех всего действия.
Что сделал М. Фельденкрайз? Подобно тому, как Н. Бернштейн «растянул» время, рассмотрев движение в самых мелких его деталях на своем знаменитом циклографе, М. Фельденкраз учил людей «растягивать» само движение, делать медленно и мало, таким способом давая себе возможность и время обращать самое пристальное внимание на мелкие детали, увеличивая количество информации в системе, совершенствуя её управляемость и эффективность.
Дайте себе достаточно времени. Если вы этого не сделаете, то начнете торопиться и будете считать себя совершенно никудышным человеком.
...
Заставьте свои часы идти чуть медленнее, и вы увидите, как быстро налаживается жизнь.
М. Фельденкрайз
Его основная идея заключалась в том, что цель, достигнутая грубо и приблизительно, портит сам инструмент достижения цели — органы движения. Совершенствуя процесс достижения цели, мы совершенствуем также и все структурные и функциональные элементы, участвующие в этом. Внимание и ощущения оказываются главными инструментами в этой работе.
Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения... Необходимо набраться опыта по всему разнообразию видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и прежде всего по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения (курсив мой — Н. К.).
Н. Бернштейн. «О ловкости и её развитии»
Т.е., не повторять монотонно раз за разом одно и то же, а активно, творчески «доискиваться» до лучшего — лёгкого, удобного и комфортного движения.
Важно уметь делать различие между упражнением и научением, поскольку, выполняя упражнение, вы совершаете уже известные вам действия, которые становятся более привычными и правильными. Но это только то, что вы уже знаете. У вас нет ни выбора, ни альтернативы, ни развития. Что нам нужно, так это испытать нечто такое, из-за чего мы бы воскликнули: «Эврика!» А для этого вы должны посвятить свои упражнения самонаблюдению (курсив мой — Н. К.).
М. Фельденкрайз
Когда мы начинаем понимать принципы управления движением, становится понятным и то, как работал М. Фельденкрайз. В его действиях не было ничего от мистики или шаманства, а был ясный практичный ум и глубокое понимание сути дела. Эту суть мы найдём в трудах нашего замечательного соотечественника — Н. Бернштейна.
Я приоткрыла только маленький уголок большого одеяла, под названием «биомеханика», под которым вы сами сможете найти много-много уже раскрытых тайн живого движения. Сам Н. Бернштейн много заботился о том, чтобы его идеи стали доступны широкой публике, прежде всего — тренерам и спортсменам, и написал простым доступным языком популярную книгу «О ловкости и её развитии». Он вложил в неё много труда и вдохновения, книга была набрана и свёрстана, но развернувшаяся в конце 40-х годов кампания борьбы с «космополитизмом» привела к тому, что набор был рассыпан, а вёрстка уничтожена. Книга сохранилась чудом и нашлась благодаря трудам и розыскам ученика Н. Бернштейна, профессора И. М. Фейгенберга и была издана только полвека спустя — в 1991 году. Найти её можно только у букинистов. В сети уже был электронный вариант книги, но не очень качественный. Специально для нашего сайта Евгений Королёв заново отсканировал (и вычитал) текст и многочисленные картинки по изданию 1991 года, за что ему низкий поклон.
Королёва Н. Н.
Николай Бернштейн, Норберт Винер и Моше Фельденкрайз