Методы и материалы.
Метод пластической анатомии. Предмет «Пластическая анатомия» создан очень давно художниками и скульпторами, изучавшими человеческое тело с точки зрения пропорций и формы. Атласы и рисунки, созданные ещё Леонардо да Винчи, до сегодняшнего времени имеют непреходящую ценность для всех, кто интересуется анатомией, хотя и до и после него немало талантливых художников уделяли этому предмету большое внимание.
И если художники и скульпторы изучают устройство человеческого тела чтобы лучше рисовать и ваять, то мы лепим и рисуем для того, чтобы лучше понять собственное тело. Практика показала, что даже добросовестное изучение учебников и атласов мало что дает в плане освоения анатомии. Лепка, рисунок, движение помогли сдвинуть дело с мертвой точки. Нам удалось пробудить живой интерес к анатомии, превратить изучение сухого и трудно усвояемого материала в самостоятельное творческое исследование.
Метод Фельденкрайза. Метод Фельденкрайза, или осознавание через движение мы используем для того, чтобы научиться чувствовать мышцы в движении, распознавать различное функциональное состояние мышечных и соединительных тканей и работать с этим.
Бодинамический анализ. Бодинамика — система, разработанная датской исследовательницей Лизбет Марчер. Эта система позволяет исследовать функциональное состояние мышц в связи со структурами характера и развитием психических функций человека.
Идеокинезис. Этот метод помогает соединить телесные ощущения, мышление, воображение с движением и действием.
Материалы.
Для рисования: карандаш, уголь, сангина, акварельная бумага. Для лепки: скульптурный пластилин. Учащиеся обеспечиваются всеми необходимыми материалами.
Блок 1 (модули 1 и 2). Туловище.
Модуль 1. Кости туловища.
- Введение
- Тело, форма, фигура человека. Пропорции.
Наброски каркасов человеческих фигур в различных позах с натуры. Три основные формы в теле человека, их взаимосвязи и единство. Лепка фигуры человека. Упрощённый вариант, состоящий из геометрических тел (шар, цилиндр и т. д.) - Позвоночный столб
- Форма позвонков. Лепка последовательно каждого позвонка с одновременным анализом формы. Набросок позвоночного столба. Исследование основных движений позвоночника: сгибание, разгибание, скручивание, боковой наклон.
- Череп
- Лепка, наброски в различных положениях. Исследование движений: нижняя челюсть, язык, мимические мышцы, глаза.
- Грудная клетка
- Наброски в различных положениях, лепка. Исследование подвижности ребёр. Исследование движений грудной клетки в трёх различных плоскостях. Функция дыхания.
- Таз
- Наброски, лепка. Исследование движений таза в трёх плоскостях. Равновесие и подвижность.
Модуль 2. Мышцы туловища.
- Введение
- Строение мышечного волокна. Рецепторный аппарат. Двигательная единица. Тип мышцы и двигательная работа, ею совершаемая. Агонисты и антагонисты. Понятие мышечных цепей и миофасциальных связей.
- Мышцы спины
- Базовые движения позвоночника.
- Мышцы головы и шеи
- Исследование движений головы и шеи. Уравновешивание головы на позвоночнике.
- Мышцы грудной клетки, диафрагма
- Дыхание. Дифференциация частей и функций в дыхании.
- Мышцы брюшного пресса. Тазовая диафрагма
- Исследование движений таза в трёх плоскостях. Связь движений таза и грудной клетки. Связь движений таза и головы. Центр тела.
Блок 2 (модули 3 и 4). Конечности.
Модуль 3. Верхние конечности.
- Кости
- Лопатка, ключица. Плечевая кость. Кости предплечья: локтевая и лучевая. Скелет кисти. Плечевой сустав. Локтевой сустав. Суставы кисти.
- Мышцы
- Мышцы, прикрепляющие верхнюю конечность. Движения лопатки. Исследование движений.
Мышцы плечевого сустава. Движения в плечевом суставе. Исследование движений.
Мышцы локтевого сустава. Исследование движений.
Миофасциальные цепи руки – передние и задние. Исследование движений.
Модуль 4. Нижние конечности.
- Кости
- Бедреная кость. Кости голени: большая берцовая и малая берцовая. Скелет стопы. Суставы: тазобедренный, коленный, суставы стопы.
- Мышцы
- Мышцы тазобедренного сустава.
Мышцы бедра. Движения бедра. Исследование движений.
Мышцы колена. Движения колена. Исследование движений.
Мышцы голени и стопы. Движения голеностопного сустава. Исследование движений.
Блок 3 (модули 5 и 6). Движение.
Модуль 5. Движения туловища.
- Теория
- Н. Бернштейн. О построении движения. Уровни построения движения. Уровень тонуса A. Уровень синергий B.
- Практика
- Движения позвоночника: сгибание, разгибание, скручивание, боковой наклон. Особенности работы с шейным, грудным и поясничным отделами позвоночника. Сочетанные движения: перекаты, перевороты, кувырки, переходы из положения лёжа в положение сидя и стоя.
- Педагогика
- Наблюдение. Внимание. Бытовой транс и бодрствующее сознание. Развитие мышечного чувства и чувства движения.
Модуль 6. Движения конечностей.
- Теория
- Уровни построения движения. Уровень пространственного поля C. Уровень действий D.
- Практика
- Движения конечностей. Руки и плечи. Ноги и таз.
- Педагогика
- Этапы построения двигательного навыка: наработка фонов, срабатывание уровней, автоматизация, стандартизация, стабилизация.
Отзывы студентов, прошедших курс:
«...возможность ощутить объём косточки, ощупать каждый бугорок или впадину. Если после этого закрыть глаза, можно очень хорошо её представить, ощутить в своём теле, она такая объёмная...»
«...помогает проанализировать и запомнить пропорции и строение, расположение частей тела человека, скелета, его органов; понять назначение костей и мышц, их взаимосвязь и конструкцию в целом при совершении какого-либо движения... »
«...начинаешь «видеть» свой скелет, как он движется, чётко чувствовать асаны и работать над правильным их выполнением... »
«...более тонко ощутить косточки, суставы, органы тела; развить общую чувствительность...»
«...понять вид, форму, расположение, взаимосвязь органов и частей тела...»
«...способность творчески и не односторонне осознавать анатомию человека и применять эти знания в жизни...»
Королёва Н. Н.
Программа курса «Анатомия движения»