Прекрасное занятие:
В зимний субботний день
из тёплого воска
неспешно лепить кости таза,
удивляясь красоте и сложности форм. Ксения Водонос, участница программы
Закончились первые два модуля обучающей программы по анатомии движения, посвящённые изучению скелета человека. Студенты лепили из воска отдельные позвонки, череп, таз, грудную клетку, кости конечностей, затем прорабатывали те же формы через рисунок. Было много заданий на чувство пропорций, видение и рисование каркасов фигуры человека в разных позах (с натуры). Мы учились чувствовать свой скелет и скелет партнёра в движении (в парах и самостоятельно), представлять отдельные кости в своём воображении. Было сложно, интересно и весело. Я чувствовала, как растёт восхищение сложностью и совершенством нашего устройства, появляется больше стремления к самостоятельному поиску ответов, больше любопытства и внимания к мелким деталям.
Хочу поделиться со всеми первыми трудностями и первыми радостями нашего совместного обучения.
Вначале о сложностях, с которыми встретились мои первые студенты:
- ...тело сопротивляется, хочет есть, спать и прочее)))...
- ...тяжело было рисовать череп, понимаю, что надо учиться рисовать, всё требует практики...
- ...тяжело было лепить, таз особенно... многие нюансы чувствуешь, а передать сложно...
- ...рисование черепа, грудной клетки — у меня это было стрессовое состояние, не хотелось бы испытывать этого в следующий раз...
- ...не понравилось лепить из воска...
- ...тяжело было не засыпать во время упражнений...
- ...трудно дались движения — постоянно «отключалась» и переворачиваться при этом с живота на спину было пыткой...
- ...сложнее всего далось понимание лопатки, особенно клювовидный отросток — то, что скрыто внутри...
Сложностей оказалось меньше, чем ожидалось. Свою первую подобную программу я делала ещё в 90-х годах и тогда мы работали вместе с художницей, которая вначале учила студентов основным навыкам рисования. В этот раз такой возможности не было и тем удивительнее, что практически все справились с этим непростым делом без предварительной подготовки. Рисунки студентов — лучшее тому доказательство.
А это о радостях, открытиях, новых навыках и умениях:
1 модуль (позвоночник, череп, грудная клетка, таз)
- ...научилась концентрироваться и осознавать строение фрагментов позвоночника, грудной клетки, таза, черепа...
- ...лучше стал ощущать и понимать своё тело...
- ...научилась обращать внимание на позу человека...
- ...спокойно, без страха и отвращения смотреть на то, что внутри тела...
- ...стала видеть глубже, объёмнее...
- ...в движении, лепке научилась соотносить абстрактную информацию с конкретным чувственным опытом...
- ...более чутко прислушиваться к внутренним ощущениям через наблюдение за тем, что меняется...
- ...через необходимость использовать увиденное в собственных действиях, научилась смотреть и видеть (рисунок, лепка)...
- ...не бояться действовать (нет того, что не получается, есть новые виды деятельности, мастерство приходит с опытом)...
- ...осознала важность задавать вопросы, быть в поиске, исследовании, «а что, если?»...
- ...появилось объёмное видение...
- ...больше доверия к себе и энергии переходить к действию...
- ...научилась расслаблять проблемные группы мышц маленькими движениями...
- ...получила более объёмное представление о теле...
- ...научилась более внимательно слушать своё тело и анализировать движение...
- ...вспомнила, что рисовать — это большое удовольствие...
- ...научился видеть кости (каркас) под оболочкой, чувствовать в себе костную структуру...
- ...смогла взяться за трудное и непривычное для меня дело — рисовать и лепить без страха и нервов...
- ...научилась чувствовать структуру тела, лучше стала понимать возможности и ограничения тела, которые раньше не знала...
- ...появились новые телесные ресурсы для достижения расслабления и равновесия...
- ...с удивлением обнаружила, что сложившиеся представления о форме и расположении костей (несмотря на многочисленные попытки изучения) не соответствуют действительности... на курсе создаётся уникальная атмосфера «собирания пазлов» в целостную картину...
2 модуль (конечности)
- ...у меня явный прогресс в рисовании и лепке, думаю, что это связано с тем, что я стала больше видеть и осознавать, что вижу...
- ...рисовать легче стало, леплю быстрее...
- ...было очень интересно понимать движения верхних и нижних конечностей, и как это связано со строением костей...
- ...разобралась в устройстве тазобедренного, коленного и локтевого суставов, прямо-таки поразилась, что руки крепятся к лопаткам...
- ...очень рада была экспериментам с движением лопаток и ключиц и последующем увеличением амплитуды их движений...
- ...приходит понимание, как всё функционирует...
- ...стала понимать, видеть и ощущать руками кости конечностей...
- ...хорошо усвоила строение суставов конечностей...
- ...стали лёгкими плечи, более подвижными руки...
- ...безумно интересно рассматривать, трогать, лепить, рисовать, а затем ощущать в своём теле эти кости...
- ...понимать силу маленького усилия...
- ...сложно было разобраться в форме костей — они оказались вовсе не круглыми...
- ...лучше почувствовала движение в суставах, его многообразие...
- ...видение скелета, остова стало яснее, целостнее, ощущение своего тела, конечностей стало полнее, глубже... стало понятно, что это сложно...
- ...как будто впервые увидела и осознала кости и суставы руки, их форму и соединение друг с другом...
- ...впечатлило строение локтевого сустава, кистей рук...
- ...стала замечать больше деталей в форме и строении костей...
- ...радует ощущение потенциала к обучению и расширению возможностей...
- ...потрясла лопатка, её строение - простота формы и сложность рисования, и особенности местоположения у разных людей...
- ...ключевое слово — всё стало глубже...
Следующие два модуля будут посвящены мышцам и их исследованию в движении. Студенты адаптировались к маленьким движениям и скоро нас ждут новые впечатления и новые открытия. До встречи в апреле!
Первые итоги