Мы видим и понимаем только то, что знаем. С. Э. Шноль.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф.
Всё основывается на теории... Когда у вас есть теория, тогда ваш практический опыт уточняет ваше понимание и делает ваши последующие действия более точными. М. Фельденкрайз.
Меня часто спрашивают, чем Соматика Томаса Ханны отличается от метода Фельденкрайза. Попробую ответить на этот вопрос в силу собственного разумения.
Начну с Соматики. Похоже, Томас Ханна искренне считал, что он продвинулся далеко вперёд относительно своего учителя Моше Фельденкрайза, создав на основе его метода по-настоящему новую клиническую дисциплину с большими терапевтическими возможностями.
Попробуем разобраться.
Что нового можно найти в Соматике Т. Ханны? Введено некое понятие «сомы». Сома — живое тело, чувствуемое изнутри:
Существуют два разных подхода к восприятию и воздействию на физиологические процессы. Первый заключается в том, что можно воспринимать тело и воздействовать на тело. Второй — можно воспринимать сому и воздействовать на сому. В первом случае мы видим объективное тело, отдельное от наблюдателя и находящееся «где-то там», это позиция третьего лица. На это тело наблюдатель может воздействовать, например, врач «лечит» пациента. Во втором случае тело воспринимается с позиции первого лица, рассматривающего субъективную сому «здесь»: буквально — себя самого. Сома учится менять себя, т. е. сома — это тело, ощущаемое и воспринимаемое изнутри.
Т. Ханна. Соматика
Т. е. снаружи — это просто тело, а то, что ощущается изнутри — сома. Позиция клиента ещё более-менее понятна — чувствуй себя изнутри и будет тебе сома. Как быть терапевту? Вот перед ним клиент со своей сомой, вот он сам со своей сомой, дальше что? Оба внутри себя со своими сомами, как им взаимодействовать? Или другой аспект. Инструктор на занятии произносит фразу: «Почувствуйте свою сому». Переводим, получается: почувствуйте своё тело, чувствуемое изнутри. Кто всё-таки будет чувствовать сому, если сома сама себя уже чувствует? Понятие, на мой взгляд, неопределённое и неудобное, в котором в кучу смешалось всё — тело, сознание, ощущения, способность наблюдать, сам наблюдатель и т. д. Как мне видится, цель введения этого понятия — отделить свой собственный подход от всех других, т. е., по сути, это некий маркетинговый ход, но отнюдь не развитие в теоретическом или практическом плане. Я не против маркетинга, но для меня это шаг назад, от научного к мифологическому мышлению, потому что вместо ясности и понимания начинает работать феномен называния: почему гром гремит? потому что Зевс по небу на колеснице едет. Почему голова болит? Энергия в чакру не проходит. Назвали — значит, объяснили. Что там само себя меняет? Как? Кто наблюдатель? Это можно не уточнять, и так всё ясно. Иллюзия понимания — фундаментальное свойство мифологического мышления. Для популяризации идеи — как раз то, что нужно, и это сработало. Нравится мне это или не нравится, но слово прижилось, стало популярным и, может, это даже и к лучшему, потому что в итоге очень много людей стало задумываться о важности телесных ощущений, появились словосочетания «соматическая йога», «соматический пилатес», суть которых в том, что много внимания уделяется именно ощущениям во время практики. Н. Бернштейна не поняли, М. Фельденкрайза не услышали, зато Томас Ханна пробился к публике. Спасибо ему за это!
Едем дальше, к понятию СМА — сенсорно-моторной амнезии. В чём его суть: чувствительность тела (или сомы?) по разным причинам может страдать. Т. е. части тела или отдельные мышцы могут, в той или иной степени, терять чувствительность — травмы, привычки, двигательные стереотипы. Малочувствительные зоны обычно оказываются и менее подвижными. Стоит восстановить чувствительность и все проблемы будут решены.
На протяжении жизни наши сенсомоторные системы реагируют на ежедневные стрессы и травмы при помощи специальных мышечных рефлексов. Эти рефлексы, будучи многократно задействованными, создают постоянное напряжение в мышцах, которые мы уже не можем произвольно расслабить. Эти мышечные сокращения становятся настолько неосознанными и автоматическими, что, в конце концов, мы просто забываем, как двигаться свободно. В результате возникают скованность, боли и ограничение движений. Эта потеря памяти, ставшая привычной, получила название сенсомоторной амнезии (СМА)...
Т. Ханна. Соматика
Коре головного мозга нужно сенсорно напомнить то, что было ею забыто, чтобы она снова обрела полный двигательный контроль над пораженной мышечной областью. И когда это происходит, указанные выше симптомы исчезают и хронические, неизлечимые состояния отступают.
Т. Ханна. Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения
Что получается? Всю сложную систему управления движениями Т. Ханна сводит к одному простому механизму. Этот механизм есть, он работает, но чтобы «обрести полный двигательный контроль над пораженной областью» одного восстановления чувствительности очень часто бывает недостаточно. Более того, в случае нарушения проводящих путей такое восстановление бывает просто невозможным. Нет понимания того, что дело не только в чувствительности, но и в возможности её использовать — этому тоже надо учиться. Но, самое главное, мозг может управлять движениями в условиях полной утраты мышечной чувствительности, если сохранены двигательные пути! Об этом у Томаса Ханны ни гу-гу.
Тем не менее, при работе с последствиями травм или плохих двигательных привычек, иногда, действительно, стоит только восстановить чувствительность, и болевые синдромы уходят навсегда. Круг таких проблем довольно широк и тот факт, что на сегодня есть простой и эффективный способ их решения, тоже большой плюс. Минус в том, что круг этот не очерчен, а сам Томас Ханна обещает за три сеанса решить все проблемы мышечных и суставных болей любого происхождения, чем вводит честную публику в заблуждение.
Теперь о пандикуляции.
Предлагаю сравнить две цитаты.
Пандикуляцией (рефлексом потягивания и зевания) называют паттерн действий, который встречается, как правило, у всех существ царства позвоночных. Это сенсомоторное действие используется животными для пробуждения участка коры головного мозга, отвечающего за произвольные движения. Через сильное произвольное мышечное сокращение вызывается такой же силы сенсорная стимуляция двигательных нейронов, и таким образом «будится» сенсомоторный участок коры головного мозга... Пандикулярная реакция является главной сенсомоторной техникой, которой пользуются практики клинического соматического обучения. Практик ... предлагает ученику самостоятельно выполнить сильное произвольное сокращение амнестических мышц, тем самым создавая собственную мощную сенсорную обратную связь и одновременно придавая сенсорное усиление двигательным нейронам во время их произвольного сокращения.
Т. Ханна. Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения
...Нормализация тонуса, как известно, во многом определяет и саногенез трофических нарушений. Вот почему расслабление напряжённых мышц показано при любой природе процесса. Решение поставленных задач достигается постизометрической релаксацией (ПИР) мышц. Данный мануальный метод основывается на способности мышечной ткани к расслаблению после предварительного статического неинтенсивного напряжения в растянутом состоянии в течении 5—7 сек. с последующим её пассивным растяжением в течение 8—10 сек. После нескольких повторений активного и пассивного напряжения мышцы возникает устойчивое расслабление и выраженный анальгетический эффект. Клиническим критерием успешности релаксации является исчезновение гипертонуса и локальной болезненности. Очень часто ПИР приводит к спонтанному деблокированию суставов. Преимуществом ПИР является не только полная безопасность, но и возможность исполнения процедуры самим больным.
Ф. А. Хабиров. «Руководство по клинической неврологии позвоночника», Казань, 2006 г.
Т. е. принципиальной разницы между давно и хорошо известной ПИР и пандикуляцией нет, а все мыльные пузыри, которые вокруг этого образовались, следствие обыкновенного невежества.
Что мы, в итоге, наблюдаем? Появились новые названия, разработано несколько стандартных клинических протоколов, по которым подготовленный практик работает с клиентом пассивно, т. е. клиент лежит на специальном широком столе, а практик, используя инструкции и собственные руки, работает с его телом. При этом Томас Ханна считает, что если он просит клиента самостоятельно сделать какое-то простое движение, вроде поднятия руки, то это значит, что он активно задействует его мозг, потому что движение сознательно. И именно это принципиально отличает его работу от других видов работы с телом.
Система Фельденкрайза, по сути, состоит в том, что клиент пассивен, а вы с ним делаете определенные манипуляции. Он (Фельденкрайз) показал, что может ввести новую сенсорную информацию, и что мышцы начинают после этого расслабляться. То, чего он не делал — а я делаю — он не просил человека выполнять активные движения... Поэтому я и сказал, что действительно следую принципам биологической обратной связи — делая что-то, вы создаете собственную новую обратную связь.
Интервью с Томасом Ханной.
Тут сразу надо сказать о том, что Фельденкрайз показал важность сенсорной информации и многочисленные способы её «введения», и пассивные, и активные. Причём активным способам он придавал гораздо большее значение. Чего он не делал и был при этом абсолютно прав — так это не придавал большого значения тому, каким способом достигалась эта цель.
Обратная связь либо есть, либо её нет, разделить её на «собственную» или «не собственную» не представляется возможным. Любое воздействие, активное или пассивное, увеличивает поток информации в петле обратной связи. Просто вы положили руку на тело клиента, двигаете вы его пассивно или даёте активную инструкцию, сам он обращает внимание на какие-то части тела — в любом случае усиливается или изменяется качественно поток сенсорной информации. Различаются приёмы, но суть остаётся прежней. По-разному используя разные приёмы, можно расслаблять мышцы, а можно наоборот, тонизировать их, если это оказывается необходимым. Другое дело, что далеко не все проблемы можно решить таким способом, но это уже отдельный разговор.
Последователи Т. Ханны считают Соматику уникальной системой, пандикуляцию — уникальным приёмом только потому, что задействуется биологическая обратная связь. Я бы сказала, что уникальной будет та система, которая сможет не задействовать обратную связь, но на сегодня таких способов ещё никто не придумал.
Что хорошо в Соматике, так это стандартные клинические протоколы. Для готового специалиста, вроде врача ЛФК, который понимает, что и зачем он делает, это будет прекрасной дополнительной техникой, простой и эффективной в рамках СМА.
Это то, что касается работы на столе. Теперь об уроках.
Кроме клинических протоколов, в Соматике есть некий набор уроков. Внешняя форма уроков взята целиком из системы Фельденкрайза. Внутренняя суть также сильно упростилась. Томас Ханна, в своей душевной простоте, так и не смог понять, чего же добивался Фельденкрайз от своих учеников:
Жаль, что Фельденкрайз ввел традицию обучения, которая включала демонстрации, показы техник, и обучала мануальной практике, но оставляла необходимость для учеников выяснять все самостоятельно. Так не было задумано, он просто не мог выразить словами то, что интуитивно очень хорошо знал. Поэтому вокруг его обучения витала аура мистической неопределенности, будто он был мастером Дзен, который ждал, что его ученики достигнут просветления.
Т. Ханна. Клиническое соматическое обучение: новое направление в сфере здравоохранения
Жаль, что уроки Томаса Ханны не оставляют пространства для самостоятельного мышления, ведь как только человек обратился к собственным ощущениям, у него тут же появляется выбор. Урок в Соматике — это стандартный набор инструкций, которые ученик должен выполнять по возможности точно. Есть правильное, хорошо продуманное и физиологически выстроенное движение, которое надо научиться делать и всё. Безо всякого шаманства и прочих заморочек. Это упражнения, но упражнения всё же специфические, затрагивающие чувствительность. Говорить о развитии метода Фельденкрайза, конечно, не приходится, но их плюс в простоте и доступности. Простая, доступная теория и простая доступная практика, вполне себе эффективная в простых случаях, вроде посттравматических синдромов или плохих двигательных привычек.
Теперь о методе Фельденкрайза.
Основная идея М. Фельденкрайза — это способность человека учиться, причем учиться самостоятельно. Фельденкрайз считал, что развитие обычного человека прерывается слишком рано и даже самые основные и простые движения, вроде ходьбы или вставания со стула, обнаруживают недостатки организации, грации и красоты. Используя собственную чувствительность как критерий истины, правильное движение человек находит сам, постепенно совершенствуя и движение, и свою способность различать тонкое и грубое, хорошее и плохое, правильное и неправильное.
Такая практика невозможна без принятия на себя ответственности за свои решения и свой выбор, что сразу лишает человека статуса пациента или ученика и ставит его во взрослую позицию. Что само по себе уже ценно.
Отсутствие изначально заданного «правильного» движения и чётких инструкций ставит человека перед необходимостью активного поиска, исследования. Мозг включается в ситуации решения двигательной задачи, именно поэтому он и развивается, а не потому, что кто-то поднял руку или ногу.
...организм не просто реагирует на ситуацию или сигнально значимый элемент, а сталкивается с ситуацией, динамически переменчивой, а поэтому ставящей его перед необходимостью вероятностного прогноза, а затем выбора. Еще точнее будет сказать, что реакцией организма и его верховных управляющих систем на ситуацию является не действие, а принятие решения о действии (выделение моё — Н. К.).
Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и биологии активности
Вся система Фельденкрайза — это разговор о возможности перехода от автоматического реагирования (рефлекса, компульсивного поведения) к осознанному выбору.
У зрелого человека активность в знакомой обстановке является спонтанной, а там, где требуется более тонкий контроль — эффективной. Спонтанность и эффективность возможны, потому что зрелый взрослый человек научился отделять эмоции от паттернов тела, он устранил компульсивность реакций из своего поведения и формирует свои привычки в соответствии с тем, что он считает необходимым или желательным. Такое устранение компульсивности из поведения приводит к большей свободе и независимости.
М. Фельденкрайз. Осанка и эмоциональная зрелость
Уроки М. Фельденкрайза построены таким образом, что в ходе работы совершенствуется не только мышечно-суставная чувствительность, но весь рецепторный аппарат, образ себя в целом, включая движение, ощущение, чувство и мышление, развиваются разные уровни управления и построения движений, увеличивается объем и устойчивость внимания, осознанность становится качеством повседневной жизни.
И здесь снова уместно вспомнить Николая Бернштейна, с трудами которого М. Фельденкрайз был хорошо знаком:
Каждое смысловое двигательное отправление необходимо требует объективного, количественно и качественно верного отображения окружающего мира в мозгу. С другой стороны, оно само является активным орудием правильного познания этого окружающего мира. Успех или неуспех решения каждой активно пережитой двигательной задачи ведет к прогрессирующей шлифовке и перекрестной выверке показаний упоминавшихся выше сенсорных синтезов и их составляющих, а также к познанию через действие, проверке через практику...
Бернштейн Н. А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов
Вы можете почувствовать, что до тех пор, пока вы полностью, с головы до пят, не будете принадлежать самим себе, вы не сможете сесть и лечь так, как вам этого захочется.
М. Фельденкрайз
Т. е. необходимо не просто получить сенсорную информацию, но и активно её переработать, выверить и отшлифовать, так же, как отшлифовать и само движение.
Чтобы понять Томаса Ханну, достаточно прочитать его книгу. Чтобы понять Фельденкрайза, надо понять очень многое и не просто теоретически, а через свой личный опыт движения, личный поиск, полный ошибок и открытий. Это все очень не просто. Поэтому совсем неплохо начать с Соматики. Но помните — это всего лишь первое колесо, автомобиль ждет вас за углом!
Метод Фельденкрайза и Соматика Томаса Ханны