Первая московская программа по анатомии движения завершена. Основной тон и динамику на этот раз задавали тренеры по пилатесу, привыкшие к чёткой конкретной структуре работы с клиентами. Мне хотелось, чтобы каждый модуль давал практический материал для такой работы, а не просто информацию для размышления. Благодаря активности самих студентов, это во многом удалось. В конце каждого модуля мы старались подвести некий письменный итог прожитому и нажитому, и сейчас я могу весь этот материал свести к общему знаменателю, предоставив слово самим участникам.
Больше всего сомнений было, конечно, по поводу лепки и рисунка: многие, приходя на курс, не умеют ни того, ни другого. И, оказывается, в этом нет ничего страшного и даже наоборот:
- открыла для себя возможность лепки и рисования — перед курсом этот аспект обучения вызывал скепсис по отношению к своим способностям;
- удивительно хорошо получается рисовать;
- открытие пропорций: соотношения между частями тела и внутри каждого сегмента тела (позвонки, череп, таз...), т. е. возник интерес с той стороны, с которой не было даже намёка;
- лепка и рисование помогают «расслабить» мозг;
- приобрела навыки лепки и рисования, поняла, что это помогает пониманию и запоминанию;
- знания в области анатомии стали для меня ближе, я понял, что её реально изучать и притом занимательно.
Следующий момент: далеко не все готовы начинать изучать анатомию со скелета, очень многим хочется побыстрее перейти к «делу» — движениям и мышцам. Моя позиция на этом месте принципиальная: ничего не должно висеть в воздухе. Мышцы крепятся к костям и двигают кости и нет большого смысла начинать с мышц, не имея понятия о рычагах, которые они перемещают, и обо всей костной структуре в целом. Кроме того, мне приходится наблюдать, с какими трудностями сталкиваются студенты, которым приходится изучать мышцы, не имея при этом ясного представления о костях — часто это просто пустая трата времени, материал не укладывается и не усваивается. Ещё один важный момент — любая мышца должна иметь опору для своего действия и этой опорой могут быть и кости, и другие мышцы, создающие сопротивление. Чтобы понять движение, необходимо видеть источник этого движения, а также, где и как создаётся опора для него. Без понимания костной основы это невозможно. Побывав в роли «демиургов», своими руками попробовав воспроизвести форму костей, проработав форму на листе бумаги с помощью рисунка, студенты как будто открывают для себя новый мир, мир красоты и сложности форм, их абсолютной целесообразности:
- очень много дала первая часть про кости: в двигательной практике (цигун) стало значительно легче отслеживать перемещение по осям и то, куда переносится общий вес;
- всплыло много нюансов в строении отдельных костей, их соотношении и взаимодействии, появилось большее понимание формы костей и движений в суставах;
- наконец ощутила реальный позвоночник;
- могу представить таз в себе;
- научилась, глядя на человека, видеть его кости;
- научилась видеть и определять асимметрию тела по костям;
- почувствовала связь таз — грудная клетка — голова во время ходьбы;
- возникает объёмное ощущение тела.
И, конечно, все ждали, когда же мы, наконец, перейдём к мышцам. Действительно, это самая интересная, сложная и объёмная часть программы. В виду её необъятности, с одной стороны, неоднородности группы и индивидуальных запросов, с другой, для меня было важно, чтобы студенты научились самостоятельно искать ответы на свои вопросы, наблюдать за движением и позой, анализировать их, работать с атласами. Многое ещё требует дальнейшей доработки. Много нереализованных идей, которые ждут своего воплощения. Тем не менее, моделирование мышц на скелете, тестирование, пальпация, возможность почувствовать их в движении изолированно и в составе мышечных цепочек, дают возможность перейти от абстрактной картинки в атласе к реальности, много более сложной и запутанной.
Дам слово самим студентам:
- очень хорошо почувствовал мышцы, отвечающие за движение таза — для меня было много открытий;
- смогу применять для клиентов упражнение по расслаблению мышц грудной клетки;
- практика, особенно с глазами, восхищает!
- много ощущений, связанных с движением челюсти и глаз;
- пополнился запас упражнений, направленных на расслабление определённых мышц;
- узнала о мелких мышцах (глубокий слой) и их влиянии на самочувствие;
- систематизировались некоторые знания о функциональных цепочках;
- поняла относительность знания о мышцах (много индивидуальных особенностей);
- в понимании анатомии гигантский прорыв: я теперь могу смотреть атлас и понимать, что вижу;
- лучше стала видеть недостатки в своей осанке и осанке других людей;
- тело изменилось: мышцы ожили, лёгкость, плавность и удовольствие от движения;
- улучшилось «рентгеновское» зрение, легче видеть напряжённые/перерасслабленные участки на теле.
В процессе работы были и другие бонусы, не связанные напрямую с учебной программой:
- пришло понимание, что я, несмотря на наличие опыта, очень плохо знаю себя, есть желание продолжать учиться;
- осознала с новой силой, что начав что-то делать, можно выяснить, что эффективно, а что нет, и это не ошибки, а опыт;
- снялся стресс и страх групповых занятий;
- контакт с собственным телом: хочется привносить в свою жизнь всё больше действительно комфортных и полезных вещей;
- родились вопросы о функции внимания и о роли образа тела при организации движений, буду думать!
- ощутилась разница между крупным движением и напряжением, и мелким движением и расслаблением;
- узнала, как важны паузы даже при очень маленьких движениях;
- интересные дискуссии, дающие мне толчок для дальнейших размышлений и движения дальше;
- научилась лучше ощущать свои движения в пространстве;
- стало больше внимания к контакту с опорой (реактивные силы);
- после каждого модуля у меня менялись ощущения тела, движения;
- появилось желание вернуться к танцам и рисованию;
- появились новые идеи для собственных уроков.
Что ещё понравилось участникам:
- спокойный темп; понятная и озвученная структура (план обучения);
- много движения;
- возможность самостоятельной работы с атласами (которых много);
- рисование мышц и их моделирование на скелете;
- объёмный взгляд на анатомию (в т. ч. бодинамические идеи);
- Большое спасибо автору курса за смелость проведения данной программы: опыт показал, что комплексное восприятие (лепка, рисунок, моделирование мышц на скелете, пальпация, движение) имеет потрясающий эффект, оживляющий всю систему анатомии в целом. Особенно ценный опыт при прорабатывании в упражнениях — происходит закрепление всего пройденного;
- Отдельное спасибо за вспомогательные материалы и личное внимание к каждому студенту.
Со своей стороны я хочу поблагодарить всех участников за интерес, любопытство и хорошее настроение, с которыми они приходили на занятия. Было много вопросов, совместных обсуждений, споров.
Имена и контакты великолепной семёрки выпускников:
- Антонова Татьяна, архитектор, Москва;
- Бородулина Алла, пенсионерка, ведёт занятия в группе здоровья по методу Фельденкрайза, Чебоксары;
- Браженко Лидия, преподаватель пилатеса, танцевально-двигательный терапевт, www.brajenko.com, Москва;
- Веледницкая Ольга, психолог, Москва;
- Мирохватова Ирина, сертифицированный тренер по пилатесу (школа Romana's Pilates, США), мастер-тренер групповых программ сети фитнес-клубов World Class, +7 926 813-62-67, Москва;
- Соболева Елена, специалист по лечебному детскому массажу и лечебной гимнастике, +7 926 333-92-16, Москва;
- Федотова Ангелина, мастер-тренер силовых, функциональных, аэробных и танцевальных направлений, Москва.
Великолепная семёрка