Закончился первый модуль программы «Анатомия движения», посвящённый изучению скелета туловища. Мы рисовали и лепили позвоночник, таз, череп и грудную клетку, учились чувствовать их в собственном движении и «видеть» у партнёра. Несмотря на то, что все знают заранее, что придётся рисовать и лепить, поначалу много страхов, что не получится. Но тут, как говорится, «лиха беда начало» и главное — не ждать и не требовать от себя слишком многого, ведь лепку и рисунок мы используем с целью изучения анатомии, получения реальных чувственных впечатлений о строении костей. И здесь не так важен художественный результат, сколько сам процесс, попытка воспроизвести нужную форму. Мало рассмотреть картинки в атласе и выучить названия, надо понять и почувствовать форму, и лучший способ для этого — самому побыть в роли демиурга.
В конце каждого модуля я прошу участников проанализировать, чему они научились за эти четыре дня. Предоставляю им слово:
- научилась смотреть на тело человека более глубоко и объёмно;
- открытие, что крошечные движения и лёгкие прикосновения способны настолько изменить ощущения в собственном теле;
- появилось понимание (чувственное, пережитое на своём теле) того, что каждый двигательный акт — системное действие, которое может включать совсем неочевидные участки тела;
- удалось создать 3D-картинку движения, появилась способность «рентгенировать» партнёра;
- cамый большой эффект для меня — лепка: ощущение объёма, формы, веса в руках — это ошеломляет; слова стабильность, пластичность становятся реальными ощущениями; движения понятнее и легче;
- научилась объёмно видеть и ощущать тело;
- через рисунок и лепку действительно материал воспринимается быстрее и нагляднее; изменились ощущения своего тела: оказывается, есть позвоночник и он может не только болеть;
- научилась быть внимательнее к своему телу и движению; научилась ощущать дыхание внутри себя и направлять его; появилось ощущение костей;
- научилась быть внимательнее к деталям, не напрягаться, делать всё свободно;
- используя рисунок и лепку, почувствовала свой позвоночник, таз и грудную клетку и как они связаны между собой;
- улучшилось моё понимание черепа, таза, грудной клетки и позвонков с точки зрения объёма, движения и положения в пространстве;
- научилась объёмно мыслить и это помогло мне по-другому взглянуть на мою ежедневную работу.
В этот раз группа большая, дружная, веселая и с очень широкой географией: Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Стамбул, Белгород, Архангельск, Омск, Краснодар, Валга (Эстония)! Думаю, нам будет интересно вместе.
Анатомия движения, 1-й модуль