Невозможное становится возможным только тогда, когда вам это делать удобно и комфортно.
М. Фельденкрайз
Это высказывание содержит в себе также и ловушку для ума, поскольку частенько приводит к другому выводу: нет ничего правильного или неправильного, главное, чтобы движение было удобным и комфортным. Опыт и здравый смысл говорят нам о другом: есть плохие, неправильные позы, есть плохие неправильные движения. Они кажутся удобными и комфортными исключительно в силу привычки.
О чём говорит хорошая осанка? О том, что тонус всех групп мышц хорошо уравновешен и система использует минимум усилий для поддержания вертикальной позы. Любое отклонение в любую сторону будет вызывать компенсаторные напряжения, которые, в свою очередь скажутся и на движениях.
О чём говорит лёгкое, комфортное, хорошо освоенное движение? Ровно о том же: что нет внутренних помех, что используются оптимальные траектории и минимально необходимые усилия.
Есть ли противоречие между идеальной позой, идеальной техникой и индивидуальными особенностями каждого человека? В реальной жизни мы можем наблюдать, как стремление к «правильной» технике ведёт к напряжению и дискомфорту, а потакание своим привычкам, «потому что так удобно» — к неэффективным движениям и проблемам в долгосрочной перспективе.
Самый простой пример: плохая осанка. Что можно сделать? Расправить плечи, втянуть живот и делать так долго, пока не привыкнешь. Ощущение неудобства со временем уйдёт и что мы будем иметь на выходе? Осанку по типу «кол проглотил» и соответствующие этой осанке движения. Второй вариант — оставить всё, как есть. При больших нагрузках или длительной статике это может выйти боком. Третий вариант — подобрать движения, которые будут направлены на укрепление слабых мышц и через это прийти к выравниванию тонуса. Или сделать что-то, чтобы расслабить перенапряжённые мышцы. Такая работа будет очень индивидуальной и в этом её сложность: надо понимать, что требует укрепления, а что наоборот — расслабления; надо знать, как система работает, каким должно быть правильное движение, и двигаться в ту сторону, учитывая индивидуальные особенности и заботясь о лёгкости и комфорте. Потому что только лёгкое движение можно считать хорошим.
Н. Бернштейн: «Провести границу между свойством правильности движений и свойством их рациональности очень легко. Рациональность относится к самим движениям, правильность — к их результату. Правильное движение, как мы видели, это движение, которое делает то, что нужно; рациональное движение — это движение, которое делается так, как нужно.
У рациональности есть своя качественная и количественная стороны. К первой нужно отнести все то, что касается целесообразности движений и действий, ко второй — их экономичность.
В гимнастических и легкоатлетических автоматизированных движениях и навыках практика уже давно нащупала и выработала наиболее целесообразные двигательные приемы. В той мере, в какой они относятся к двигательному составу движений, они обычно показываются и разъясняются учащемуся тренером. Что касается тех приемов, которые, в сущности, относятся уже к области действия сенсорных коррекций и определяют собой внутреннюю структуру движений, то, к сожалению, наш язык пока еще слишком беден, чтобы уметь передать и объяснить здесь что либо. Вот тут и требуется в полной мере сознательная, вдумчивая работа ученика в начале выработки навыка.
Если он откажется от пассивного задалбливания, с головою, занятой совсем другим, и от бесполезного подражания какому нибудь своему живому идеалу, на которого он не похож ни телосложением, ни строением своей нервной системы, то он поступит очень разумно.
Вникая в свои собственные движения, требуя от органов чувств, несущих проприоцептивную нагрузку, чтобы они доводили свои сигналы до его сознания, он непременно найдет такие приемы использования движения, которые будут наиболее целесообразными именно для него, во всей его неповторимой индивидуальности.
Все люди ходят одинаково? Да, но при этом у каждого человека есть своя особенная походка, по которой можно отличить его за сотню шагов и узнать после десяти лет разлуки.» (Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии.)
О правильном и неправильном