21.04.2016

Растягиваться или не растягиваться

Как я отношусь к растяжкам.

Меня часто спрашивают, как я отношусь к растяжкам. Отвечаю: я отношусь к растяжкам плохо. На мой взгляд, растягивать соединительные ткани вредно, особенно много.

А вот мнение авторитета, Леопольда Бюске: «Хорошая координированность общего телесного устройства обеспечивается через фасции. Все соединительные структуры мезодермического происхождения (апоневрозы, влагалища, сухожилия, связки, капсулы, надкостница, плевра, брюшина..) составляют, с точки зрения функционирования, одну общую фасцию. Последняя создаёт поверхностную оболочку тела и своими ответвлениями проникает вглубь структур, вплоть до оболочки клетки. Это фасциальное полотно, натянутое на костную рамку, не переносит растяжений. Любое увеличение длины в какую-либо сторону потребует включения всего ансамбля фасциального полотна. Необходимо, чтобы равнодействующая сил натяжения, приложенная к нему, находилась в физиологической константе. В случае перерасходования запаса растяжимости появится болезненное натяжение, которое через рефлекторные пути вызовет мышечные напряжения.»

Банальный пример из практики йогов — наклон вперёд. Когда мышцы задней поверхности бедра застыли в укороченном состоянии и не имеют возможности удлиняться, наклон вперёд будет сильно затруднён. Проверить это очень легко: если в положении лёжа на спине колени не ложатся на пол, а висят в воздухе, означенные мышцы укорочены. Часто вместе с ними укорочены и напряжены глубокие мышцы поясницы и лежать на спине с вытянутыми ногами неудобно — поясницу «тянет». И первое, что приходит в голову в этой ситуации — надо растянуть мышцы!

На мой взгляд, это плохое решение, потому как укороченные мышцы надо учить, в первую очередь, удлиняться и расслабляться, и растяжка тут скорее мешает, чем помогает просто в силу рефлекса растяжения, на который мышцы реагируют сокращением. Т. е., всем, кто практикует растяжку, надо помнить: на растяжение мышцы реагируют сокращением. Если нам надо мышцы удлинять, значит надо придумать что-то другое.

Один из способов (не единственный) — вовлекать укороченные мышцы в маленькое медленное движение с последующим расслаблением. Пауза после маленького движения — шанс для укороченной мышцы расслабиться. Тут надо заметить, что двигательных нейронов всего 40% против 60% тормозных. Это показывает, насколько важно учиться расслаблять мышцы и, возможно, необходима та же пропорция по времени для одного и для другого.

В моей практике есть очень яркий пример подобной работы: молодая женщина полгода практиковала йогу, но свободно наклониться могла только наполовину. Растяжки не помогали — приобретенная на занятии гибкость улетучивалась в течении часа, а к следующему утру всё закостеневало ещё больше. На семинаре мы занимались с ногами: сгибали и разгибали стопу, колено, перекатывали таз. К её величайшему изумлению, через полчаса подобной работы она достала руками пол! И эффект сохранился на следующий день, что было ещё удивительнее. Должна сразу сказать - далеко не всегда всё так сказочно и замечательно. Гораздо чаще мышцы расслабляются понемногу и постепенно. Но что радует — соединительные ткани не травмируются, а мышцы учатся расслабляться в движении. Это значит, у них появляется способность отдыхать и восстанавливаться не только в покое, но и во время деятельности. Как у сердечной мышцы.