03.09.2018

Движения и мозг

О Николае Бернштейне.

С издельем, мастер, будь неразделим.
Сказавший слово — словом стань самим.Ибн Аль Фарид

Настало время, когда стало модно говорить о мозге, о его пластичности и о том, что именно мозг управляет движениями. Как управляет? Да очень просто: с периферии от мышечных рецепторов в мозг поступает сигнал, на который тот реагирует ответным сигналом и опля! Мышцы сокращаются нужным образом. Такая вот простенькая схема рефлекторной дуги, описанная во всех школьных учебниках.

Ну так вот: эта схема не работает просто потому, что работать не может. И если вы говорите о том, что мозг управляет движением, имея в голове картинку этой самой рефлекторной дуги из школьного учебника, вы расписываетесь в собственной некомпетентности. Реальный процесс управления движением до сих пор непонятен до конца и очень сложен. Основные причины этому:

  • огромное количество степеней свободы нашей биомашины, что не позволяет точно рассчитать величину и направление силы, чтобы получить нужное движение;
  • упругие свойства мышц, которые меняются в режиме реального времени, что также не поддаётся точному контролю;
  • внутренние и внешние реактивные силы, возникающие в результате взаимодействия звеньев кинематической цепи, учесть которые не представляется возможным;
  • сама внешняя ситуация, которая тоже может меняться непредсказуемым образом.

Всё это, вместе взятое, создаёт условия тотальной неопределённости, которую и должен преодолеть наш мозг. В этом и заключается его основная работа по управлению движениями. Т. е. каждый раз, каждое движение — это решение двигательной задачи, которое по своей внутренней структуре очень сильно отличается от обычного рефлекса.

Представьте, что вы первый раз встали на баланс-борд и таким образом увеличили собственную подвижность всего на одну единицу. Вам теперь нужно не просто стоять, а балансировать на подвижной опоре. Можете ли вы дать точные и чёткие команды — как и в какой момент согнуть колени или двинуть тазом, чтобы сохранить равновесие? Конечно, нет! А ваш мозг через некоторое время научится это делать вполне успешно. Как он это делает? Какие сигналы обрабатывает и как? Какие команды посылает? Ведь движения доски предсказать невозможно…

Когда мы смотрим на стоящего человека или движения руки художника, мы видим уже хорошо организованное тело и успешно решённые задачи. Но что за этим стоит?

Первым задал этот вопрос величайший учёный, гений всех времён и народов — Николай Бернштейн. Он совершил гигантский прорыв в мышлении и ответил на главный вопрос: как возможно точное управление в условиях неопределённости. Его трудам уже более полувека, а мы до сих пор рисуем в тетрадочках рефлекторную дугу…

Если вам важно понять, как мы учимся, для чего нужна чувствительность и какая она бывает, почему полезно делать движения в трёх плоскостях и почему этого абсолютно недостаточно для решения двигательных проблем, где могут помочь маленькие движения и где они совершенно бесполезны, почему поза не может быть рефлексом и многое-многое другое — читайте книги Н. Бернштейна.

Скажу сразу, что дело это не простое и требует умственного труда. И, конечно, нужно определиться: говорить о мозге умные слова и надувать щёки или реально его использовать. Выбор за вами.

У нас на сайте вы найдёте:

  • Бернштейн Н. А. — о нём; работы, опубликованные на сайте.
  • О ловкости и её развитии. Научно-популярная книга об управлении движениями. Читать сложно, но чрезвычайно полезно всем. Особенно последние главы об этапах формирования двигательного навыка. К сожалению, их не понять до конца без понимания всей книги в целом. Читать он-лайн, скачать в форматах fb2, djvu, txt.
  • О построении движений. Главный труд Н. Бернштейна. Только для профессионалов. Не могу советовать книгу всем: очень сложный язык и много терминов. Читать он-лайн.
  • Биомеханика для инструкторов. Название говорит само за себя — если вы инструктор, эта книга для вас. Написана очень доступно. Читать он-лайн, скачать в форматах djvu, pdf.
  • Пути и задачи физиологии активности. Н. Бернштейн также является основоположником ещё одного направления в науке: физиологии активности. Его идеи в корне меняют наши представления о том, как мозг учится и воспринимает информацию. Очень советую всем педагогам.