Семинар по голосу завершён и я, как тот старый профессор, могу сказать: пока всё сто раз объяснила, сама многое поняла.
Самое главное, очевидное, тысячу раз повторённое: дыхание — основа звучания. И мы вначале, как и все нормальные люди, исследовали своё дыхание, отдельно вдох и отдельно выдох, выдох такой и выдох сякой, просто выдох и выдох со звуком, и звуки тоже были разные глухие, звонкие, низкие, высокие… И, конечно, это всё чрезвычайно увлекательно и полезно. А потом я предложила участникам прочитать стихотворение: сначала мысленно, а потом вслух, при этом, в обоих случаях, наблюдая, как дыхание организуется под стихотворную форму. И на этом месте некоторых, включая меня, постигло откровение: дыхание может быть организовано очень странным и далеко не самым оптимальным образом именно для речи. Т. е. пока вы молчите, всё хорошо, но как только начинаете говорить… На этом месте я остановлюсь, поскольку не хочу есть масло с чужих бутербродов, тут лучше попробовать самим.
Итак, краткое описание эксперимента:
1. Лёжа на спине:
- Наблюдаем за свободным произвольным дыханием. Как движутся живот, нижние рёбра, грудина?
- Наблюдаем за вдохом, выдох произвольный. Небольшая задержка перед вдохом.
- Наблюдаем за выдохом. Перед началом выдоха небольшая задержка.
- Наблюдаем прохождение воздуха по верхним дыхательным путям. Небольшая задержка перед вдохом и перед выдохом.
- Включаем движение верхней челюсти. Небольшое, свободное движение верхней челюсти вверх-вниз. Подключаем наблюдение над дыханием, с небольшими задержками перед вдохом и выдохом.
- Немного опускаем нижнюю челюсть вниз, одновременно перекатывая голову назад, рот немного открывается за счёт совместного движения челюсти и головы. Подключаем наблюдение над дыханием. Как воздух проходит по верхним дыхательным путям?
2. Сидя:
- Наблюдаем за дыханием.
- Двигаем нижней челюстью вверх-вниз. При движении челюсти вниз голова немного запрокидывается назад. Наблюдаем за дыханием. Как воздух проходит по верхним дыхательным путям?
3. Лёжа на спине:
- На выдохе произносим длинный звук «С». Воздух проходит между языком и верхним нёбом. Что происходит с дыханием, когда вы тянете звук «С»? Что происходит с животом и грудной клеткой?
- Тянем звук «С», надувая живот.
- Тянем звук «С», втягивая живот.
- Меняйте силу звука «С». Как реагирует горло, живот, грудная клетка? Тянем звук «С» сколь можно долго, делаем маленькую паузу и делаем вдох. Наблюдаем за вдохом.
4. То же можно попробовать сидя и стоя.
5. Лёжа на спине:
- На выдохе произносим длинный звук «Ф», очень лёгкий, как будто мы слегка дуем на одуванчик. Наблюдаем за дыханием. Как реагируют шея, гортань? Каким становится вдох, если звук очень длинный?
- Чередуем выдох на «Ф» и на «С». Можно ли это делать легко? Как реагирует живот? Каждый раз делаем паузу в несколько обычных лёгких вдохов-выдохов.
6. Стоя:
- Наблюдаем за дыханием.
- На выдохе опускаем нижнюю челюсть вниз, а голову немного запрокидываем назад, рот открывается за счёт небольшого совместного движения головы и нижней челюсти, произносим «Х», очень легко. Представляем, что звук идёт от самой диафрагмы. Наблюдаем движение воздуха по дыхательным путям.
7. Лёжа на спине:
- Чередуем выдох на «Х», «Ф», «С». Можно ли это делать без усилий? Каждый раз делаем паузы на одно-два дыхания.
8. То же самое можно попробовать сидя и стоя. Каким должен быть вдох, чтобы выдох мог быть лёгким?
9. Самое интересное: попробуйте прочитать какое-нибудь стихотворение сначала про себя. Как ритм стиха будет организовывать дыхание? Потом прочитайте стихотворение вслух. Может ли дыхание быть лёгким и незаметным, не создавая напряжения в животе, грудной клетке, шее и горле?
Будет здорово, если поделитесь своими наблюдениями.
Голос