14.10.2021

Голос

Послесловие к прошедшему семинару.

Семинар по голосу завершён и я, как тот старый профессор, могу сказать: пока всё сто раз объяснила, сама многое поняла.

Самое главное, очевидное, тысячу раз повторённое: дыхание — основа звучания. И мы вначале, как и все нормальные люди, исследовали своё дыхание, отдельно вдох и отдельно выдох, выдох такой и выдох сякой, просто выдох и выдох со звуком, и звуки тоже были разные глухие, звонкие, низкие, высокие… И, конечно, это всё чрезвычайно увлекательно и полезно. А потом я предложила участникам прочитать стихотворение: сначала мысленно, а потом вслух, при этом, в обоих случаях, наблюдая, как дыхание организуется под стихотворную форму. И на этом месте некоторых, включая меня, постигло откровение: дыхание может быть организовано очень странным и далеко не самым оптимальным образом именно для речи. Т. е. пока вы молчите, всё хорошо, но как только начинаете говорить… На этом месте я остановлюсь, поскольку не хочу есть масло с чужих бутербродов, тут лучше попробовать самим.

Итак, краткое описание эксперимента:

1. Лёжа на спине:

  • Наблюдаем за свободным произвольным дыханием. Как движутся живот, нижние рёбра, грудина?
  • Наблюдаем за вдохом, выдох произвольный. Небольшая задержка перед вдохом.
  • Наблюдаем за выдохом. Перед началом выдоха небольшая задержка.
  • Наблюдаем прохождение воздуха по верхним дыхательным путям. Небольшая задержка перед вдохом и перед выдохом.
  • Включаем движение верхней челюсти. Небольшое, свободное движение верхней челюсти вверх-вниз. Подключаем наблюдение над дыханием, с небольшими задержками перед вдохом и выдохом.
  • Немного опускаем нижнюю челюсть вниз, одновременно перекатывая голову назад, рот немного открывается за счёт совместного движения челюсти и головы. Подключаем наблюдение над дыханием. Как воздух проходит по верхним дыхательным путям?

2. Сидя:

  • Наблюдаем за дыханием.
  • Двигаем нижней челюстью вверх-вниз. При движении челюсти вниз голова немного запрокидывается назад. Наблюдаем за дыханием. Как воздух проходит по верхним дыхательным путям?

3. Лёжа на спине:

  • На выдохе произносим длинный звук «С». Воздух проходит между языком и верхним нёбом. Что происходит с дыханием, когда вы тянете звук «С»? Что происходит с животом и грудной клеткой?
  • Тянем звук «С», надувая живот.
  • Тянем звук «С», втягивая живот.
  • Меняйте силу звука «С». Как реагирует горло, живот, грудная клетка? Тянем звук «С» сколь можно долго, делаем маленькую паузу и делаем вдох. Наблюдаем за вдохом.

4. То же можно попробовать сидя и стоя.

5. Лёжа на спине:

  • На выдохе произносим длинный звук «Ф», очень лёгкий, как будто мы слегка дуем на одуванчик. Наблюдаем за дыханием. Как реагируют шея, гортань? Каким становится вдох, если звук очень длинный?
  • Чередуем выдох на «Ф» и на «С». Можно ли это делать легко? Как реагирует живот? Каждый раз делаем паузу в несколько обычных лёгких вдохов-выдохов.

6. Стоя:

  • Наблюдаем за дыханием.
  • На выдохе опускаем нижнюю челюсть вниз, а голову немного запрокидываем назад, рот открывается за счёт небольшого совместного движения головы и нижней челюсти, произносим «Х», очень легко. Представляем, что звук идёт от самой диафрагмы. Наблюдаем движение воздуха по дыхательным путям.

7. Лёжа на спине:

  • Чередуем выдох на «Х», «Ф», «С». Можно ли это делать без усилий? Каждый раз делаем паузы на одно-два дыхания.

8. То же самое можно попробовать сидя и стоя. Каким должен быть вдох, чтобы выдох мог быть лёгким?

9. Самое интересное: попробуйте прочитать какое-нибудь стихотворение сначала про себя. Как ритм стиха будет организовывать дыхание? Потом прочитайте стихотворение вслух. Может ли дыхание быть лёгким и незаметным, не создавая напряжения в животе, грудной клетке, шее и горле?

Будет здорово, если поделитесь своими наблюдениями.