Механистические представления о теле, в которых движение есть результат однозначной двигательной команды, привели к тому стилю тренировок, который мы сейчас наблюдаем: тренер даёт точную инструкцию или показывает движение, ученик должен это повторить. Чем точнее инструкция, чем лучше объяснение, тем лучше движение ученика. Чем больше ученик повторил одно и то же движение, тем лучше должен быть результат. Если повторение не приводит к улучшению, значит, ученик просто тупой, и очень часто самым эффективным способом воздействия на бестолкового новичка является раздражение и крик. Знакомо?
Никого не смущает, что неумелые, неточные движения новичка должны сформировать в глубинах мозга нужные нервные связи. Инерция мышления и стандартов тренировок слишком велики, чтобы усомниться в принятых методах. Олимпийские чемпионы вырастают и в таких условиях. Неважно, какой ценой; неважно, сколько человеческого материала идёт в отходы.
Может, всё же есть смысл остановиться и подумать? Прислушаться к старичку Бернштейну?
…глубоко неправильно отождествлять приобретение какого бы то ни было умения с проторением нервного пути в мозгу. Даже с точки зрения того, что называется коэффициентом полезного действия, было бы чудовищно неэкономным делом затрачивать многие сотни тысяч килограммометров работы на многочисленные повторения, например прыжка с шестом, чтобы произвести этою ценою передвижку в глубине мозга нескольких молекул, закупоривающих собою этот нервный путь. Действительная цель повторения двигательных упражнений совсем иная.Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения. Повторные решения этой задачи нужны еще потому, что в естественных условиях никогда ни внешние обстоятельства не бывают два раза подряд в точности одинаковыми, ни сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо набраться опыта по всему разнообразию видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и прежде всего по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы не растеряться в дальнейшем ни от какого, хотя и незначительного, но неожиданного, изменения самой задачи или обстановки и суметь сразу приспособиться к ним.
Н. Бернштейн. О ловкости и её развитии
Такой взгляд на вещи в корне меняет (или должен менять) стиль поведения и тренера, и ученика. Двигательная задача и внешняя форма движения должны быть определены по возможности точно, если такая возможность есть. А дальше надо не просто повторять движение, а решать двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения.
Чувствуете разницу между пассивным повторением и активным решением?
Часто можно слышать на моих занятиях: скажите, как правильно, и дело с концом! Я могу сказать, как правильно, и могу даже показать. Только дело в том, что если решение не найдено внутри, повторить можно только грубую внешнюю форму. Грация, лёгкость и красота рождаются внутри.
В гимнастических и легкоатлетических автоматизированных движениях и навыках <…> практика уже давно нащупала и выработала наиболее целесообразные двигательные приемы. В той мере, в какой они относятся к двигательному составу движений, они обычно показываются и разъясняются учащемуся тренером. Что касается тех приемов, которые, в сущности, относятся уже к области действия сенсорных коррекций и определяют собой внутреннюю структуру движений, то, к сожалению, наш язык пока еще слишком беден, чтобы уметь передать и объяснить здесь что либо. Вот тут и требуется в полной мере сознательная, вдумчивая работа ученика в начале выработки навыка. Если он откажется от пассивного задалбливания, с головою, занятой совсем другим, и от бесполезного подражания какому нибудь своему живому идеалу, на которого он не похож ни телосложением, ни строением своей нервной системы, то он поступит очень разумно. Вникая в свои собственные движения, требуя от органов чувств, несущих проприоцептивную нагрузку, чтобы они доводили свои сигналы до его сознания, он непременно найдет такие приемы использования движения, которые будут наиболее целесообразными именно для него, во всей его неповторимой индивидуальности. Все люди ходят одинаково? Да, но при этом у каждого человека есть своя особенная походка, по которой можно отличить его за сотню шагов и узнать после десяти лет разлуки. Н. Бернштейн. О ловкости и её развитии
Что сделал Фельденкрайз? Он заложил в основу своего метода необходимость вникать в свои собственные движения и требовать от органов чувств, чтобы они доводили свои сигналы до сознания. И тогда появляется возможность найти самое целесообразное движение. Именно найти, а не повторить вслед за тренером или инструкцией.
Результаты такого подхода иногда производят впечатления волшебства, чуда. Но это наша физиология, мы так устроены. Если не противится природе, а идти вслед за ней. Так просто и так сложно одновременно.
Удачи в практике!
Фото: Sasha Takloo
Точная инструкция или решение двигательной задачи?