21.06.2024

Диктат инструкции или поисковая активность?

Метод Фельденкрайза — система, в которой нет упражнений.

Моше Фельденкрайз создал систему, в которой нет упражнений. В своих лекциях и живых беседах он откровенно насмехался над приверженностью людей к упражнениям, считая это глупым и бесполезным занятием. Человек должен учиться, а это значит — каждый раз узнавать про себя что-то новое. Что нового может быть в бесконечном повторении одного и того же?

Тем не менее, мы привыкли к упражнениям и свято в них верим. Задача — найти хорошего специалиста, который всё покажет, расскажет и жизнь волшебным образом изменится. Специалисты, со своей стороны, действительно, всё показывают и рассказывают, только не могут взять в толк, почему их не слышат бестолковые ученики, которые порой не в состоянии повторить простые, казалось бы, позы и движения.

В чём загвоздка?

Любое движение — это решение двигательной задачи, разной степени сложности. Внешняя форма — это результат решения, но не сам процесс. Сам процесс — это внутренняя работа ученика по поиску лёгкого, простого и эффективного движения. Показанное движение или инструкция дают только некие ориентиры, ставят задачу, на решать её предстоит не специалисту, а ученику.

Прислушаемся ещё раз к Николаю Бернштейну.

«…Как известно каждому, видеть хоть тысячи раз, как что-либо делается, и сделать это самому — совсем не одно и то же. Часто, глядя на искусную, быструю работу опытного мастера, не можешь отделаться от яркого ощущения, что и сам с первого же раза сделал бы то же самое ничуть не хуже его. Но если мастер, прочитав эту немую мысль в наших глазах, уступит нам свое место и мы отважимся сделать пробу своих сил, то столкнемся с таким своеобразным ощущением обескураживающего недоумения, которого не забудет каждый, хоть раз испытавший его. Наша правая рука, которую мы привыкли знать послушно исполнительной и безукоризненно скоординированной в ее движениях, вдруг окажется такой неловкой и непокорной, точно она отсижена или отморожена.

<…>

…Наша рука начинает обманчиво казаться нам послушной безотносительно и вообще. А этого-то и нет.

<…>

На самом деле, хотя перед нами и стоит отчетливый образ движения, мы не имеем вначале никакого понятия ни о тех коррекциях, которые нужны для его выполнения, но о тех перешифровках, с помощью которых можно втолковать мышцам, как им следует себя вести. Мы видим, как мастер выполняет на наших глазах эти понятные и ясные нам движения, но снаружи не видно тех скрытых перешифровок и коррекций, которые управляют ими в его мозгу.

Н. А. Бернштейн. О ловкости и её развитии

…Глубоко неправильно отождествлять приобретение какого бы то ни было умения с проторением нервного пути в мозгу. Даже с точки зрения того, что называется коэффициентом полезного действия, было бы чудовищно неэкономным делом затрачивать многие сотни тысяч килограммометров работы на многочисленные повторения, например прыжка с шестом, чтобы произвести этою ценою передвижку в глубине мозга нескольких молекул, закупоривающих собою этот нервный путь. Действительная цель повторения двигательных упражнений совсем иная. Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения. Повторные решения этой задачи нужны еще потому, что в естественных условиях никогда ни внешние обстоятельства не бывают два раза подряд в точности одинаковыми, ни сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо набраться опыта по всему разнообразию видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и прежде всего по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения.

Там же

Если он [ученик] откажется… от бесполезного подражания какому-нибудь своему живому идеалу, на которого он не похож ни телосложением, ни строением своей нервной системы, то он поступит очень разумно. Вникая в свои собственные движения, требуя от органов чувств, несущих проприоцептивную нагрузку, чтобы они доводили свои сигналы до его сознания, он непременно найдет такие приемы использования движения, которые будут наиболее целесообразными именно для него, во всей его неповторимой индивидуальности. Все люди ходят одинаково? Да, но при этом у каждого человека есть своя особенная походка, по которой можно отличить его за сотню шагов и узнать после десяти лет разлуки».

Там же

Таким образом, весь процесс обучения меняется: от инструкции мы переходим к постановке задачи, от слепого повторения — к поиску лучшего решения. Что и предлагает делать Фельденкрайз. Те, кто попробовал заниматься по его системе, говорят о волшебстве, магии, но… но это всего лишь наша физиология.

Мы умно устроены, осталось только этим воспользоваться.